Жилищные нормы это

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Жилищные нормы это

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие.

Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв.

м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч.

2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .———————————

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч.

5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29).

Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека.

В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье.

Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

Источник: http://ZHKRF.ru/50

Что говорит статья 50 ЖК РФ о норме площади, норме предоставления площади, комментарии и пояснения к статье

Жилищные нормы это

Правожил.com > Оформление недвижимости > Что такое норма площади и что о ней говорится в статье 50 ЖК РФ?

Хотя государство уже давно и перешло на рыночную форму экономики, но граждане и дальше получают жилье по социальным программам. Для их эффективной реализации на практике применяется нормирование площади жилья (обычно социального).

Ст 50 ЖК РФ «Норма площади и норма предоставления площади» становится незаменимой из-за критического дефицита муниципального жилья. Ведь даже в двадцать первом веке еще есть граждане, которым просто необходимо улучшить условия проживания.

О чем статья 50 Жилищного кодекса?

Норма площади жилья – это тот минимум, который законодательство обязывает выделять гражданам для проживания.

Она должна быть таких размеров, которые позволяют гражданам комфортно проживать в квартире. Это своего рода ориентир для определения стандартного размера квартиры, также он учитывается при выделении субсидий на жилье.

Субсидия на покупку жилья связана с этим показателем. Норма площади же привязана к таким ориентирам:

  • число граждан, проживающих в ней, количество людей в семьи;
  • процент обеспечения жильем в отдельно взятом регионе страны;
  • вид жилого помещения;
  • другие факторы.

По стандарту на каждого гражданина выделяется около 18 квадратных метров. Для семьи эта норма составляет 42 квадратных метра. А для граждан, которые живут одни – 30 квадратов. Все эти типы жильцов обязаны заключать соглашение о социальном найме помещения.

Если граждане проживают в квартирах, которые не соответствуют данной норме, то они имеют право требовать улучшения жилищных условий. Муниципалитет обязан придерживаться этой нормы.

Статья 50 ЖК РФ — норма предоставления площади

Сколько площади положено на 1 человека при выделении ему жилья

Норма предоставления площади жилья – это минимальная величина квартиры, которую выделяют гражданам на основании договора социального найма. Она влияет на установление общего размера жилья.

Этот показатель может составлять 18 квадратных метров на человека. В то же время размер общей площади будет уменьшаться на число площади жилья, которое принадлежит военнослужащим или их родным на правах собственности.

Дополнительную площадь (от 15 до 25 квадратных метров) могут выделять таким категориям граждан:

  • военные со званием полковника или выше, если они достигли определенного возраста на службе;
  • командующие в воинских частях;
  • военные с почетными званиями РФ;
  • преподаватели военных кафедр в университетах и прочих высших учебных заведениях;
  • военные-ученые, которые обладают ученой степенью;
  • судьи;
  • герои Российской Федерации;
  • некоторые группы инвалидов.

Норму представления устанавливают органы местной власти каждого города и поселка отдельно, в соответствии с объективными факторами. Поэтому указанный параметр в каждом поселке может существенно отличаться.

Учетная норма жилья

Сколько площади положено на 1 проживающего человека?

Учетной нормой площади жилого помещения является минимально возможный размер величины жилья, по которому происходит определение степени обеспечения граждан, которым необходима смена места проживания.

Этот показатель также определяется региональными органами управления.

Размер у этого показателя не может превышать показателя определения.

Основные комментарии и пояснения к статье

В первой, второй и третьей частях 50 статьи указана информация о норме предоставления жилья, а в четвертой и пятой – об учетной.

Какова учетная норма жилья по регионам России? Учетную норму регулирует законодательство на местном уровне. Города со статусом федеральных могут использовать свои параметры для установления этого аспекта. В последние годы на территории РФ использовалось такое понятие, как «социальная норма».

Для каждого типа граждан она составляла иной размер, в зависимости от количества членов семьи. Это позволяло полностью обеспечить нуждающихся в жилье семей квартирами. Но некоторые субъекты РФ устанавливают другие параметры. А также размер социальной нормы в которых существенно отличается.

Но Жилищный кодекс предусматривает выделение площади жилого помещения и в других размерах для некоторых типов граждан. В частности, речь идет о гражданских служащих, для которых существуют льготные условия выделения жилых помещений.

Для параметра предоставления в специальной литературе существует еще и название «норма средней обеспеченности». При ее расчете принято учитывать состояние жилья для социального использования, его структуру, скорость строительства нового жилья, которое входит в муниципальный фонд, насколько быстро в муниципальную собственность поступают новые жилые помещения.

Кем устанавливаются нормы учетной площади?

Закон говорит о том, что гражданами, которым жилье нужно выделять в первую очередь необходимо считать тех людей, которые живут в плотно населенных квартирах.

Другими словами это можно объяснить тем, что на одного человека припадает очень мало квадратов. Этот минимальный порог устанавливают органы управления на местах.

Местные органы, определяющие размер учетной нормы, должны учитывать при этом те же факторы, что и при определении параметров предоставления. Среди них можно выделить такие:

  • острота проблемы с предоставлением социального жилья;
  • состояние жилых помещений;
  • структура жилья;
  • уровень скорости строительства новых домов, которые будут находиться в муниципальном владении и пр.

В первую очередь на учет должны приниматься те граждане и их семьи, которые обладают жильем, чей размер меньше учетной нормы (не больше 15 квадратов на одного человека). Таким образом, жилье должно распределяться так, чтобы на одного гражданина приходилось не меньше 15 квадратов жилого помещения.

О норме жилой площади вы можете так же узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

06 Июн 2017      kasjanenko         584      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/norma-ploshhadi.html

5.4. Жилищные нормы. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО – И.А.Еремичев

Жилищные нормы это

При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы.

Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения.

Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений.

При ϶ᴛᴏм важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.

В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социаль­ного найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, при­ходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии оϲʙᴏбождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах.

Оϲʙᴏбождающиеся изолиро­ванные жилые помещения в коммунальных квартирах, где прожива­ют несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в ϶ᴛᴏй квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при ϶ᴛᴏм учитывается право на дополнительную жилую площадь.

В ст.

81 Жилищного кодекса декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого.

Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указанной статьей наниматель, имеющий излишнюю жилую площадь сверх установленной нормы предоставления, имеет право с согласия проживающих вместе с ним членов семьи требовать от органов местного самоуправления, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принад­лежности жилого дома) предоставить ему в постоянное пользование жилое помещение меньшего размера взамен занимаемого.

По договору коммерческого найма ограничение на размер пре­доставляемой жилой площади не обязательно, однако согласно ст. 80 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 2 ст. 679, ч. 1 ст. 680 Граждан­ского кодекса вселение в квартиру с согласия нанимателя граждан в качестве постоянно проживающих, а также временных жильцов (с согласия наймодателя) допускается только в том случае, если после

74

вселения в расчете на каждого проживающего сохраняется норма предоставления жилой площади. Исключая выше сказанное, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 76 Жилищного кодекса, а также подп. 1 п. 2 ст. 685 Гражданского ко­декса договор поднайма жилого помещения может быть заключен только при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади.

Не стоит забывать, что важно отметить следующий принцип предоставления жилых по­мещений, декларируемый в Жилищном кодексе. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. I ст. 1 закона граждане Российской Федерации имеют право на жили­ще.

Это право обеспечивается путем предоставления жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы предоставления жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади жилья. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нор­мативам, государство оказывает помощь, развивая строительство до­мов государственного и муниципального жилищных фондов, предна­значенных для предоставления жилых помещений по договору най­ма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При ϶ᴛᴏм особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и раз­мерам подлежат исключительно те жилые помещения, кᴏᴛᴏᴩые предоставляют­ся гражданам в домах государственного и (или) муниципального жи­лищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помеще­ния не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обес­печивается правом неприкосновенности.

В числе жилищных норм, устанавливаемых на уровне субъектов Российской Федерации, преобладающее значение отдается так на­зываемой учетной норме.

Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с жилищным законодательством.

Лицам, кᴏᴛᴏᴩые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК).

Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения кᴏᴛᴏᴩых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

75

На основании ст.

49 Жилищного кодекса граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном за­конодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При ϶ᴛᴏм нуждающиеся в улучшении жилищных усло­вий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имею­щие жилой дом, квартиру в собственности и другие граждане, про­живающие в данных домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных с остальными претендентами основаниях. В ст.

57 Жилищно­го кодекса установлена очередность предоставления гражданам жи­лых помещений, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой жилые помещения пре­доставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, в порядке очередности исходя из време­ни принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Исходя из ст. 52 Жилищного кодекса учет граждан, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, осуществляетсятрадиционно по месту жительства гражданина в органах местного самоуправле­ния. При этом в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК).

Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы.

Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, кᴏᴛᴏᴩый менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления разрабатывают условия и по­рядок предоставления гражданам компенсаций (субсидии), направлен­ных на обеспечение оплаты жилья и коммунальных услуг.

Данные компенсации (субсидии) предоставляются в виде оϲʙᴏбождения от оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, льгот, действующих на уровне субъекта Российской Федерации, и утвержденного бюджета субъек­та Российской Федерации.

76

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг произ­водится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств.

В случае если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством.

На основании ст.

156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения.

Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения.

В случае превышения социальной нормы площади жилья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ор­ганы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей соци­альную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее жилое помеще­ние. При ϶ᴛᴏм с момента подачи заявления о замене жилого поме­щения до его фактической и юридической замены граждане опла­чивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг существует также у граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст.

159 Жилищ­ного кодекса гражданам, имеющим в собственности жилые поме­щения, предоставляются субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья.

Субсидии предостав­ляются в том случае, если расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, превышают величину, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом Российской Федерации (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса).

Далее можно выделить иные разрозненные нормы жилья, содер­жащиеся в отдельных нормативных положениях жилищного законо­дательства. Вот к примеру, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 93 Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых

77

помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, кᴏᴛᴏᴩые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

В ст.

15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

При этом в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. При этом такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека.

При этом при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.

94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для данных целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что из всего объема жилищного законодательства можно выделить следующие нормы жилья в расчете на одного че­ловека, проживающего в жилом помещении:

учетная норма;

норма предоставления жилого помещения:

норма предоставления  служебного помещения  (в виде  от­

дельной квартиры);

норма общежития (6 м2 жилой площади);

минимальный размер кухни независимости от размера жило­

го помещения (6 м2).

Помимо ϶ᴛᴏго федеральными законами, также выделяется ϲʙᴏе­образная норма жилья —- дополнительная жилая площадь.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/6075/263319/5.4.%20%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.html

Жилищные нормы

Жилищные нормы это

Жилые помещения предоставляются гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемым Правительством РФ. Согласно ст. 38 ЖК РФ норма жилой площади устанавливается в размере 12 кв.

м на одного человека. Норма жилой площади, о которой говорится в ст. 38 ЖК РФ, имеет хотя и не универсальное, но весьма широкое значение. Закрепление этой нормы в законе придает ей характер общего правила.

В настоящее время норма жилой площади имеет юридическое значение: при исчислении платы за жилое помещение (ст. 55 ЖК РФ); при реализации права нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого (ст.

75); при предоставлении нанимателю жилого помещения, в связи с капитальным ремонтом жилого дома (ст. 82 ЖК РФ); при выселении нанимателя с предоставлением другого жилого помещения.

Кроме того, норма жилой площади учитывается при регистрации временных жильцов и поднанимателей, при предоставлении квартир собственникам сносимых жилых домов и в некоторых других случаях. Необходимо отметить, что редакция ст. 38 ЖК РФ не достаточно четкая, поэтому на практике вызывает различные вопросы.

Законом об Основах жилищной политики (ст. 11) введено понятие социальная норма площади жилья. Социальная норма площади жилья – это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1 Закона).

Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

В принятых субъектами РФ нормативных актах, посвященных социальной норме площади жилья, устанавливается, как правило, размер не жилой (как это сделано ЖК РФ), а полезной, т. е. общей, площади жилого помещения на одного человека.

Так, в Москве социальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека.

В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилья допускается предоставление жилой площади свыше социальной нормы: на семью из одного человека – до.33 кв. м общей площади; на семью из двух человек – до 42 кв. м общей площади. Согласно п. 4 ст. 12 Закона г.

Москвы “Об основах жилищной политики города Москвы” (в ред. от 12 мая 1999 г.) граждане вправе получить жилые помещения по договору социального найма менее 18 кв. м, но не менее 16 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Статья 39 ЖК РФ закрепляет право граждан на дополнительную жилую площадь. Отдельным категориям граждан сверх нормы жилой площади предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади может быть увеличен до 20 кв. м.

Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

В настоящее время по вопросу о праве на дополнительную жилую площадь действует большое число законодательных и нормативно-правовых актов, многие из которых приняты еще в 1920 – 1930-е гг. В их числе постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. “О праве пользования дополнительной жилой площадью”.

Согласно этим актам право на дополнительную жилую площадь имеют лица, страдающие болезнями, содержащимися в особых перечнях; работники государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, занимающие ответственные должности, связанные с постоянной работой на дому; военнослужащие в звании полковника или выше; лица, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней; научные работники, имеющие ученую степень или ученое звание профессора или доцента; творческие работники и некоторые другие категории граждан.

До последнего времени, в связи с известными жилищными трудностями и недостатком жилой площади право на дополнительную жилую площадь на практике обычно понималось как право пользования имеющейся и фактически используемой жилой площадью.

Этому способствовало также то, что в нормативных актах не было четко сформулированного положения о праве гражданина на получение дополнительной жилой площади. Теперь ст.

39 ЖК РФ прямо говорит о предоставлении дополнительной жилой площади сверх нормы.

Вероятно, по мере расширения жилищного фонда социального использования будут создаваться и условия для более полной реализации закрепленного в ст. 39 ЖК РФ права на дополнительную жилую площадь.

Источник: https://studwood.ru/1228425/pravo/zhilischnye_normy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.