Жилая территория это

Жилые территории. Типы жилой застройки. Планировочная структура жилых территорий в разных поселениях

Жилая территория это
Подробности Категория: Шпаргалки по градостроительству

ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ – территории, застроенные или предна­значенные для застройки преимущественно или исключительно жи­лыми домами, основная составляющая селитьбы.

На разных ие­рархических уровнях понятие «жилые территории» наполняется раз­ным конкретным содержанием: в жилых кварталах и микрорайонах -это территории, застроенные только жилыми домами; в жилых районах – территории жилых кварталов (микрорайонов); в границах се­литьбы – территории жилых районов, а при отсутствии последних -жилых кварталов (микрорайонов).

Типология градостроительных жилых обра­зований. Градостроительное жилое образование -планировочно целостный фрагмент жилой среды, предназначенный или фактически используемый для проживания соседства.

Основными типами градостроительных жилых образований являются:

группа жилых домов – дома, расположенные вблизи друг друга и образующие целостную группу, чаще всего вокруг дворового пространства, у группы могут отсутствовать четкие планировочные границы в виде улиц, проездов, оград и т. п.;

жилой квартал– межуличное пространство, где не менее 50% территории занято жилыми дома­ ми и придомовыми территориями;

жилой микрорайон – квартал на 6-20 тыс. жителей, в границах которого расположены учрежде­ния и предприятия приближенного обслуживания, состав, вместимость и размещение которых рассчи­таны на жителей микрорайона;

жилой район– межмагистральная территория на 25-80 тыс. жителей, в границах которой размещены жилые микрорайоны или кварталы, центр периодического обслуживания, районный парк, коммуналь­ная зона.

Жилая  застройка 

По этажности: -малоэтажные (1—3 этажа);   – среднеэтажные (4—5 этажей); – многоэтажные (6—9 этажей); – повышенной этажности (10 этажей и более);

По числу квартир: –  многоквартирные; –  блокированные; –  одноквартирные; –

По наличию приквартирных участков: –  безусадебные; – усадебные.

При градостроительном зонировании жилых территорий сложившихся поселений следует учиты­вать все возможные сочетания перечисленных характеристик жилой застройки с учетом исторических особенностей их формирования в конкретных градостроительных условиях.

Планировочная структура градостроительных жилых образований. зависит:

 1. величина городского образования.

В крупных, больших и во мно­гих средних городах преобладающим типом жилой застройки являются секционные многоквартирные дома, которые в зависимости от градостроительных условий образуют жилые районы, микрорайоны, квар­талы жилой и смешанной застройки.

Территории усадебной застройки, в большей мере характерные для малых городских и сельских посе­лений, имеют свою специфику планировочной орга­низации, которая предопределяется величиной зе­мельных участков и всего массива застройки, особен­ностями хозяйственной деятельности собственников недвижимости и другими значимыми факторами.

2.расположение в плане города по отношению к укруп­ненным структурно-планировочным зонам, к плани­ровочным осям и узлам городского уровня.

По мере приближения к центру города уменьшаются геомет­рические параметры жилых образований, увеличива­ется высота и плотность застройки, меняются состав и способы размещения обслуживающих объектов, структура рекреационных территорий, повышается репрезентативность застройки.

При пла­нировочном структурировании жилых образований наиболее часто используются функциональное, со­циальное, композиционное и строительное зони­рование.

Планировочная структура жилого образования формируется на основе плани­ровочного каркаса – важнейших планировочных осей и узлов (транспортные и пешеходные пути сообще­ния, основные фокусы тяготения населения).

Элемен­тами заполнения каркасных составляющих являются специализированные по функциональному назначению зоны, включающие группы жилых домов, объекты тор­гового, культурно-бытового обслуживания, школы, дет­ские сады, парки жилых районов, коммунальные зоны.

Оптимальным приемом пространственной орга­низации жилых территорий является образование замкнутых или полузамкнутых коллективных жилых дворов, формируемых несколькими жилыми домами. В усадебной застройке целесообразно для группы 10-20 участков формировать небольшие озелененные территории общего пользования, обеспечивающие реализацию соседских связей.

Сеть улиц и проездов в жилых образованиях должны обес­печить:

– удобные внешние связи с основными узлами массового тяготения в городе и пригороде (местами приложения труда, городскими общественными цен­трами, узлами внешнего транспорта, местами отдыха и развлечений и другими);

– внутренние связи всех функциональных зон жилых образований между собой.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Источник: https://cities-blago.ru/shpargalki-po-gradostroitelstvu/133-zhilye-territorii-tipy-zhiloj-zastrojki.html

Глава 4 .ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Жилая территория это
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 16Следующая ⇒

Жилая застройка

Жилая застройка является основным элементом селитебной территории города. В ней размещаются жилые дома, а также культурно – бытовые объекты повседневного пользования населения. Жилая среда предназначена для непроизводственной деятельности и объединяет различные формы хозяйственно – бытовых действий семьи, воспитания детей и отдыха населения.

Наиболее распространенным планировочным элементом жилой застройки является микрорайон.

Микрорайон – это часть селитебной территории, состоящая из нескольких групп жилых зданий, объединенных комплексом культурно – бытовых объектов повседневного пользования. Границами микрорайона, как правило, являются магистральные или жилые улицы.

Основная идея организации жилых микрорайонов в том, чтобы разместить жилые дома среди зеленых насаждений, в непосредственной близости от мест обслуживания повседневного пользования (особенно от школ и детских садов), от сада микрорайона и спортивных площадок, исключив через него транзитное транспортное движение.

В микрорайоне должны быть удобные транспортные и пешеходные связи с учреждениями обслуживания и остановками городского пассажирского транспорта. Архитектурно – пространственная организация микрорайонов зависит от конкретной градостроительной ситуации. Территория микрорайона разделяется на две части: жилую и территорию общественной застройки.

Жилая территория – это территория, на которой размещаются жилые дома. Кроме того, жилая территория включает в себя площадки:

§ для игр детей и отдыха взрослого населения;

§ для занятий физкультурой;

§ для хозяйственных целей и выгула собак;

§ для временной стоянки автомашин;

§ проезды и придомовое озеленение.

Территория общественной застройки включает в себя участки:

§ общеобразовательных школ;

§ детских дошкольных учреждений;

§ учреждений здравоохранения (аптеки);

§ физкультурно – спортивных сооружений;

§ учреждений культуры и искусства;

§ предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

§ предприятий коммунального обслуживания;

§ жилищно – эксплуатационных организаций;

§ гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения личных автомашин.

Размер и состав каждого типа участка зависят от назначения объекта, его вместимости, степени кооперирования и характера функционирования.

Жилая застройка должна размещаться в городе с учетом многих конкретных обстоятельств. Основным требованием к планировке и застройке жилых микрорайонов является обеспечение здоровых условий для жизни населения.

Основным элементом застройки микрорайона является жилой дом, т. е. отдельное здание, в котором жилыми помещениями занято более половины площади. Жилое помещение – квартира, отдельная комната или несколько комнат в квартире, используемая для жилья. Совокупность жилых помещений называют жилым фондом.

Характер взаимного размещения жилых зданий определяет систему застройки: периметральная с разрывами и без разрывов, строчная, свободная, групповая.

При размещении жилых домов необходимо учитывать, прежде всего, санитарно – гигиенические и противопожарные требования, а также композиционные условия, возможность сохранения в застройке естественного ландшафта, его гармоничное сочетание с застройкой. Классификация жилых домов по различным признакам представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Классификация жилых домов

Признак классификации Типы жилых домов
Функциональное назначение – дома для постоянного проживания, – общежития как временная форма жилья, – дома гостиничного типа, – дома-пансионаты и т. п.
Форма собственности – частные, – государственные, – муниципальные, – общественные, – смешанные
Этажность – малоэтажные (1 – 2 этажа). – средней этажности (3 – 5 этажей). – многоэтажные (6 – 15 этажей). – высотные (свыше 15 этажей) – крупнопанельные. – крупноблочные.
Конструктивный тип – кирпичные, – монолитные, – объемно – блочные, – дома из естественного камня, – деревянные, – дома из прочих материалов.
Уровень благоустройства – полностью благоустроенные, – частично благоустроенные, – неблагоустроенные, – эксклюзивные улучшенные.
Тип жилья – типовые.
Социальный – дома повышенной комфортности, – дома для среднего слоя населения, – дешевые дома, – элитные. – повышенной комфортности, – массовые, – низких потребительских качеств.
Интегральное качество жилого дома

Каждая историческая эпоха предлагает определенный жилищный стандарт. В нашей стране в практике градостроительства долгое время преобладала застройка домами по типовым проектам.

Для советского периода жилищного строительства было характерно преобладающее использование определенных типов многоэтажных жилых домов и домов средней этажности с экономичными квартирами и массовое индустриальное строительство на свободных территориях.

В настоящее время на смену типовому проектированию пришло индивидуальное, резко изменился типологический диапазон проектов жилых домов, увеличились объемы малоэтажного жилищного строительства. Выделяется жилье с различными потребительскими качествами для групп населения с разными доходами.

Общие требования населения к современному жилищу можно сформулировать следующим образом:

1) комфортабельность жилья и доступность по ценовым харак­теристикам;

2) комплексность жилого образования, обеспечивающая необходимые объекты культурно – бытового обслуживания, гаражи – стоянки, а в ряде случаев и места для приложения труда;

3) прочность зданий и надежность в эксплуатации;

4) высокие архитектурно – художественные качества домов и за­стройки в целом;

5) использование экологически чистых изделий, конструкционных и отделочных материалов;

6) экономичное использование территорий для жилой застройки;

7) расширение типологического ряда жилищ за счет включения в него квартир для трех поколений, престарелых людей, инвалидов, специализированных квартир для молодежи и т. п.;

8) увеличение площадей жилых и особенно подсобных помещений;

9) использование прогрессивного инженерного оборудования;

10) внедрение комплекса энергосберегающих мероприятий, на­пример, усиление тепловой защиты наружных стен, применение контрольно – измерительных приборов в квартирах, использование новых типов столярки и входных дверей.

Перечисленные выше требования должны совместить в себе дома с противоположными по своей природе свойствами – высоким комфортом и низкой стоимостью. В настоящее время чрезвычайно актуальной в жилищном строительстве является проблема экономической доступности жилья для населения с «умеренными» и «низкими» доходами.

В градостроительстве для оценки проектных решений жилой застройки используется две группы показателей.

Первая группа – показатели, характеризующие жилые и общественные здания:

§ жилая площадь, м² – сумма площадей жилых комнат без учета встроенных шкафов, утепленных террас или веранд, оборудованных для постоянного проживания;

§ общая площадь, м² – сумма площадей всех жилых и вспомога­тельных помещений, включая площадь кухонь, коридоров, ванных комнат, прихожих, встроенных шкафов и внутренних кладовых, теплых уборных;

§ планировочный коэффициент – отношение жилой площади квартир к общей площади; его значение изменяется в зависимости от качества планировки квартиры;

§ градостроительный коэффициент – отношение общей площади одного этажа к площади застройки;

§ средняя этажность застройки – определяется по формуле средневзвешенной гармонической.

В соответствии со СНИП 2.07.01-89 расчетная плотность населения микрорайона определяется в зависимости от зоны градостроительной ценности территории (высокой, средней и низкой) и климатического района страны.

Плотность населения на территории является исходным показателем при определении потребности территории под строительство и оценочным показателем при анализе градостроительной ситуации. Показатель плотности тесно связан с типом жилых домов, их этажностью, длиной и шириной корпусов, характером размещения зданий на территории микрорайона.

Рассмотренная система показателей используется для оценки интенсивности использования территории.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2xada6.html

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале – Все для МГСУ – Учебный портал для студентов

Жилая территория это

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале

Введение  в  специальность
(городское строительство и хозяйство)

Конспект лекций
(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале.

          В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

          Проект застройки, как проект любого сооружения, должен состоять из 2х частей – графический и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно – планировочные и инженерные решения.

Пояснительная записка содержит обоснования и пояснения принятых решений.

В практике градостроительства принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов.

          Жилые районы делятся на микрорайоны, которые в свою очередь подразделяются на кварталы. Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами численность населения каждой группы следует принимать 2 тыс. человек. В этом случае микрорайона становятся как бы промежуточной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие микрорайон отсутствует. Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий : величины города, объектов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения.          Организация жилых районов в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:

  • А) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли;
  • Б) способов расстановки зданий с учетом надлежащего режима проветривания;
  • В) рациональных форм и размеров изменения;
  • Г) санитарно – технического оборудования зданий.

          В жилых районах протекает 65% жизни городского населения, поэтому планировка и застройка этих районов должны учитывать как современное, так и перспективное обслуживание населения всеми видами коммунальных услуг.          Город с населением 30 – 35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, в котором находятся все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением 100 тыс. человек может иметь 2 – 3 жилых района. В этом случае обслуживающие учреждения дополняет систему повседневного обслуживания жилых районов.          В центре жилого района должны быть размещены основные организации, обслуживающие прилегающие микрорайоны. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 – 20 мин., это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует считать не более 800 – 1000 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.          На основе практике градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района :

  1. здание общественных организаций;
  2. кинотеатр;
  3. спортивные сооружения (стадион, спортзал, бассейн);*
  4. клуб (или Дворец культуры);
  5. дом детского творчества;
  6. библиотека;
  7. ресторан, кафе
  8. универсам;
  9. почта – телеграф, АТС;
  10. банковские учреждения
  11. поликлиника, аптека;
  12. предприятия бытового обслуживания;
  13. больница, диспансер, роддом;*
  14. магазины

* в зависимости от численности населения.          При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Там, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающий предприятия бытового обслуживания, почту – телеграф, аптеку, банки и т.п.

          Под микрорайоном понимается часть жилого района, в который организовано полное повседневное культурно – бытовое обслуживание населения.

При проектировании микрорайонов предусматривается их расположение на межмагистральной территории, изолированной от транзитного транспортного движения.

Линии массового транспорта направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить равные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояния от остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м. от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.

          Размеры территории и расчетная численность населения микрорайона определяется планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся естественный рельеф и возможности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насаждений и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона влияет конфигурация сети магистральных улиц города.

Схема обслуживания жилого района.

План жилого района в городе.
1 — школы; 2 — детские учреждения; 3 — магазины,  столовые и предприятия бытового обслуживания;  4 — домоуправление; 5 — гаражи; 6 — кинотеатр; 7 — центр жилого района.

          Определение размеров микрорайона производится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотности жилого фонда, состава учреждений, обслуживающих микрорайон, природных и других местных условий застройки.          При составлении  проектов застройки микрорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зонированию их территорий. При этом должны быть следующие зоны:

  • жилая зона;
  • зона школьно – дошкольных учреждений;
  • зона коммунально-бытовых учреждений;
  • зона сквера и спорт. комплекса.

          Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сквер – в центре микрорайона, предусматривая при этом возможную его связь с зелеными насаждениями, окружающими микрорайон.          Зону школьно-дошкольных учреждений необходимо изолировать от улиц с напряженным движением транспорта. Эту зону целесообразно располагать между жилой зоной и сквером с тем, чтобы изолировать детские учреждения от жилых домов и образовать со сквером микрорайона единый массив зеленых насаждений.          Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения :

  1. клуб;
  2. спортплощадки;
  3. детские сады, ясли и площадки;
  4. школу;
  5. поликлинику;
  6. сквер (сад)  для отдыха жителей;
  7. кафе (столовую)
  8. продуктовые магазины;
  9. предприятия бытового обслуживания;

        Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.

          Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами. В практике нашего градостроительства размеры жилых кварталов принимаются в пределах от 4 – 12 га. Наиболее распространенной формой квартала является прямоугольник. Однако формы кварталов бывают самые различные в зависимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах. Размещать кварталы следует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.          В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов — и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей, а также детские и спортивные площадки. Незастраиваемая часть квартала используется под зеленые насаждения, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами. Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположены на территории квартала, занимают до 15% его площади.          При квартальной системе застройки желательно предусмотреть специальные территории – «кварталы обслуживания», где концентрируется предприятия коммунального обслуживания населения. Кварталы обслуживания размещаются так, чтобы обслужить население прилегающих жилых кварталов в радиусе 700 – 800 м.          Важным градостроительным показателем является плотность застройки. По применяемым в нашем градостроительстве нормам допускается плотность застройки кварталов и микрорайонов поставленные в обратную зависимость от ее этажности. Чем выше застройка, тем меньшую плотность она должна иметь. Такая система нормирования плотности застройки исключает возможность переуплотнения в квартире или микрорайоне, а так же создает достаточное по размеру  озеленение территории.

Жилая площадь на 1 га. территории микрорайона:5 эт. дом – от 2800 до 3100 м2

9 эт.дом  – от 3900 до 4300 м2

          Нижний предел плотности допускается обычно в случаях застройки в сложных гидрометеорологических условиях. В настоящее время имеются тенденции к некоторому повышению плотности застройки за счет более рационального размещения зданий.

          Надо учитывать инсоляцию зданий и внутренних помещений. Оптимальной ориентацией жилых помещений для средней полосы является юго – восточная .

В летнее время она создает наибольшую солнечную освещенность в утренние часы, когда температура воздуха еще не повышается.

В зимнее время, когда желательно получение максимума солнечного света, эта ориентация обеспечивает это и в утренние часы и в полуденные часы вследствие более низкого стоящего солнца.

          При размещении зданий необходимо считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями. В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.          Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов; на территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладки подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировки и озеленения.          Особо существенным для планировки является этажность зданий, поскольку она влияет на планировочную организацию застраиваемой территории. К числу инженерных условий, определяющих  этажность жилых зданий, относят: – степень несущей способности грунтов, зависящую в первую очередь от гидрогеологических и геологических данных;- наличие сейсмических, карстовых и оползневых процессов, искусственных выработок ископаемых и др.         Экономическими условиями в определении этажности зданий являются : – разница в стоимости зданий различной этажности, вытекающее из их конструктивных особенностей;- разница в стоимости общегородских устройств дорожной сети, транспорта, коммунальных сооружений и предприятий, т.к. изменения в этажности могут влиять на плотность заселения, а значит и на размеры территории города.          При определении этажности зданий всегда стремятся создать композиционно – целостный и выразительный архитектурный облик отдельной улицы, площади или набережной города. Это достигается определенным пространственным взаиморасположением зданий в сочетании с местными природными условиями. Каждое отдельное здание или сооружение всегда рассматриваются в органической связи с другими. Недостаточный учет этих обстоятельств может привести к безликой и скучной застройке.           Архитектурно-художественными условиями, влияющими на этажность застройки, являются:

  • соотношение высотных зданий и ширины прилегающих улиц. Широкая улица с малоэтажной застройкой создает невыгодное зрительное впечатление, так же как и слишком узкая улица, застроенная высокими зданиями;
  • в некоторых случаях необходимость для большей выразительности застройки введения в ее композицию зданий повышенной этажности, особенно в общественных центрах.

          Опыт градостроительства показывает, что введение в рядовую застройку зданий повышенной этажности отвечает экологическим требованиям в использовании городской территории. Здания смешанной этажности вносят в массовую застройку известное разнообразие и повышают пространственную выразительность застройки магистралей.         Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки, и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой зоны. Поэтому пониженную этажность приходится допускать только в особых случаях, когда она вызвана какими – либо природными условиями, либо в малых населенных пунктах. Но и в этом случае надлежит рекомендовать строительство жилых зданий не менее 2-х этажей. Одноэтажное строительство допускается в ограниченных размерах только в районах, отводимых для индивидуальной застройки.         При застройке городов следует резервировать участки для размещения в жилых районах крупных гаражей- автостоянок для легкового транспорта емкостью не менее 500-700 автомобилей и высотой в 5 и более этажей. Следует отметить, что гаражи- стоянки небольшой емкости всегда экономически не рентабельны ни в строительном, ни в эксплуатационном отношении.  

          Гаражи-стоянки в жилых районах должны быть приспособлены для индивидуальных автомашин. При этом следует предусматривать участки постройки станций техобслуживания автомобилей с равномерным размещением их по городу.

Источник: http://allformgsu.ru/publ/vvedenie_v_specialnost/ponjatie_o_zhilom_rajone_mikrorajone_i_kvartale/22-1-0-102

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.