Законодательство в сфере жкх 2020

Блог

Законодательство в сфере жкх 2020

Часть 1. От 731-го до 731-го

Прошло чуть больше года со времени написания статьи «Где и что раскрывать управляющим компаниям и ТСЖ?», и стало ясно, что к вопросу необходимо вернуться для актуализации. 

Для начала освежим в памяти основные моменты, касающиеся нормативного регулирования раскрытия информации управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами. 

Впервые для означенных субъектов обязанность раскрывать определённый минимум информации была сформулирована в Постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Стандарт № 731). 

Обязательным федеральным интернет-ресурсом, на просторы которого было предписано «выйти из сумрака», был назначен некий сайт www.nosoun.ru.

Несколько программистов из Ижевска за сущие копейки сделали нечто, на чем успешно зарегистрироваться и работать (читай: раскрывать информацию) можно было далеко не с любого браузера.

Кстати, ситуация осложнилась и тем, что практически каждый «раскрывающий» врастал в рабочее место, занимаясь «вываливанием» оцифрованных документов. Уже тогда «особы, приближённые к императору», смекнули, что на услугах по «наполнению сайта» можно делать деньги из воздуха. 

Постепенно портал «допилили», была подготовлена его новая, уже вполне цивилизованная, версия, и стало очевидно, что пора кончать с кустарщиной, настала эпоха «раскрытия в промышленных масштабах». 

Вскоре государство в лице Минстроя решило, что самое время возглавить процесс: для раскрытия информации появился определённый соответствующим приказом сайт www.reformagkh.ru. 

И прошла «РеформаЖКХ» путь от полной непригодности для раскрытия информации до почти понятного и привычного ресурса. 

Параллельно Стандарт № 731 обязал управляющие организации раскрывать информацию на своих сайтах, в то время как наличие для ТСЖ и кооперативов наличие «своего сайта» не было обязательным требованием. 

Не будем вспоминать обязанности раскрывать информацию на неких региональных ресурсах, поскольку этих ресурсов в большинстве субъектов и муниципальных образований попросту не создали. 

Реплика в сторону: размещение на нескольких ресурсах идентичной информации (по сути – дублирование) вместо общепринятых гиперссылок является избыточным. Кстати, адепты НОСОУН первое время пытались доказать всем, что раскрывать информацию нужно только у них, а на остальных ресурсах можно просто ставить активную

гиперссылку.

Минстрой эту вольницу достаточно быстро пресёк, но здравая мысль была подхвачена; впоследствии от дублирования частично отказались. Но это произошло уже с появлением на свет ГИС ЖКХ.

Обратим внимание, что объём подлежащей раскрытию «на информационных досках» информации, был большим изначально, но особых вопросов это не вызывало, все как-то справлялись.  

Со временем законотворцам показалось, что управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вполне научились электронно «саморазоблачаться»; тогда появилось Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г.

№ 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», которое, строго говоря, не заставляло организации раскрывать информацию, но определяло необходимость ежемесячно
писать и направлять местным властям некий документ под названием «Электронный паспорт МКД». 

Нахлебались с электронным паспортом на местах не только «поставщики информации», но и всё местное самоуправление очень круто, а потому просуществовало злосчастное постановление всего два с половиной года, его «кончина» прошла как-то незаметно на фоне развития требований к раскрытию информации на «РеформеЖКХ». Помните, сколько было споров по «формам раскрытия»? 

Светлое будущее в виде ГИС ЖКХ настало, но не сразу для всех. 

А теперь оглянемся вокруг. Где вообще сформулированы требования по раскрытию информации? 

Идём по иерархии: ч. 10 (а потом ч. 10.1) ст. 161 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Порядок № 416) и некая странная тень Стандарта № 731, на которую ссылается означенное постановление в подп. «з» п. 4. 

Сейчас это выглядит абсурдно, поскольку Порядок № 416 содержит Раздел VIII. «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом». 

Обратим внимание на следующие обстоятельства: 

  • ЖК РФ определяет, что информация раскрывается в ГИС ЖКХ и (это важно в нашей теме) ничего не говорит о «своих сайтах» управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов; 
  • Порядок № 416 требует раскрытия информации на всякого рода стендах и информационных досках, а о сайтах (управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов) четко говорит: «при наличии». 

С первого взгляда складывается впечатление, что в электронном виде информация должна раскрываться только в ГИС ЖКХ, а на собственных сайтах – факультативно («при наличии»).

Другими словами, управляющие организации, ТСЖ и кооперативы вроде, как и не обязаны
иметь свой сайт.

(По факту большинство управляющих организаций «свои сайты» имеют, а большинство ТСЖ и кооперативов – нет.) 

А что же Стандарт № 731? Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 г.

№ 1136 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в п. 1 Приложения № 1 указывает Стандарт № 731 в числе НПА, утративших силу. Само указанное постановление при этом вступит в силу с 01.01.2021 года. По сути, нам ещё четыре месяца жить с фактически умершим Стандартом № 731. Ведь ничего значимого в нём и не осталось. Всё, что необходимо было размещать/раскрывать на «РеформеЖКХ», ушло в ГИС ЖКХ. 

И вот тут-то на вдоль и поперёк распаханном (и политом слезами) поле раскрытия информации неожиданно появился новый, но хорошо известный игрок – Правила № 354. 

Часть 2. Правила № 354. Впихнуть невпихуемое

Справедливости ради отметим, что словосочетания «раскрытие информации» в правилах № 354 нет. Там говорится лишь о том, что «исполнитель предоставляет потребителю … информацию». Правда, быть оштрафованным за непредоставление информации может оказаться дешевле, чем за нераскрытие (неразмещение), но это отдельный вопрос. 

Кстати, на то, что Правила № 354 накладывает на управляющие организации, ТСЖ и кооперативы серьезные информационные обязанности, обращал внимание Ю. В. Кочетков на одном из вебинаров, но прошло это незаметно для участников. 

Внимательно изучим п. 31 Правил № 354. Нас интересуют: 

1) подпункт з(1), который требует «уведомлять … путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках) … ИЛИ путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах» огромного объема информации; 

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/gis-zhkkh/raskrytie_informatsii_2020_kak_my_dokatilis_do_zhizni_takoy/

Что изменится в ЖКХ: единая платежка, тарифы, комиссии – МК

Законодательство в сфере жкх 2020

Тариф по лету повышают

С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4% — что, кстати, выше плановой годовой инфляции в 3%. В зависимости от субъектов Федерации подорожание составит от 2,4% до 6,5%.

То есть для некоторых регионов коммунальный тариф возрастет вдвое по сравнению со средним уровнем инфляции. Стоит ли удивляться, что пока тарифы растут, увеличивается общая задолженность населения за услуги ЖКХ.

На конец первого полугодия 2019-го (более свежих данных пока нет) долг потребителей составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го прирост составил 4%.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «Чтобы нивелировать рост коммунальных тарифов, необходимо дотировать население по-крупному — скажем, на 25% от полной суммы платежки.

Конечно, помогать надо не всем, а семьям с низкими подушевыми доходами или с высоким уровнем долговой нагрузки. Льготы по оплате коммунальных услуг пригодились бы сильно закредитованным домохозяйствам, тем, чей доход меньше 2 размеров МРОТ на человека, а также одиноким пенсионерам.

Нужна государственная система льгот. Только в таком случае местные власти будут заинтересованы лучше контролировать обоснованность тарифов управляющих компаний: особенно если будут стимулы в виде зависимости сумм трансферов в местные бюджеты от суммы экономии.

Разработка и внедрение таких механизмов позволят решить серьезные вопросы, касающиеся уменьшения долговой нагрузки населения за услуги ЖКХ».

Заплатим по «эталону»

Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Данные мероприятия рассчитаны с сентября 2019-го по август 2020 года. ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями этой «дорожной карты». После августа 2020 года ими должен быть подготовлен проект нормативно-правового акта по установлению эталонов.

Напомним, в августе 2018 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на «эталонный» принцип формирования тарифов с целью защиты интересов потребителей и избежания перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет.

Таким образом местным властям и ресурсникам, которые регулярно заявляют о том, что работают на грани рентабельности, хотят связать руки и запретить увеличивать тарифы для населения выше установленного предела.

Как в таком случае изменятся суммы в платежках и станет ли процесс начисления платы более прозрачным? Независимые эксперты сомневаются в пользе стандартизации предоставляемых коммунальных услуг и выведения универсального «эталона».

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Эталонные тарифы, с одной стороны, призваны сократить разрыв в стоимости одних и тех же услуг у аналогичных поставщиков ресурсов. С другой стороны, пока непонятно, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны» и будут ли учтены региональные особенности и отличия различных организаций, предоставляющих соответствующие услуги».

АГН «Москва»

На поверку становись!

С сентября изменится методика фиксации данных о потреблении ресурсов, а также актуализация этих сведений. Сведения о проведенной поверке приборов учета сразу будут включать в единый госреестр. Бумажные же свидетельства будут носить дополнительный характер.

Напомним, каждому потребителю после установки счетчиков необходимо следить за их корректной работой и состоянием. Во избежание неточности показаний или поломки устройства необходимо проводить специальную процедуру — поверку.

По истечении срока, указанного в технической документации, также необходимо проводить поверку устройства. Коммунальные службы могут предупреждать о необходимости проведения процедуры заранее.

Но возникает вопрос: снизит ли данная новация риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства? Ведь уже сейчас развелось немало аферистов, которые пудрят мозги одиноким старушкам, разводя их на приобретение более дорогих приборов учета.

Наталья Тарасова, адвокат: «Изменение порядка поверки счетчиков — положительное нововведение, так как это позволит сократить число случаев мошенничества, когда граждан принуждают к смене счетчиков под предлогом истечения срока их действия. Теперь потребители смогут ссылаться на запись в реестре Росстандарта. Если граждане будут знать точную дату следующей поверки счетчиков, то у мошенников будет меньше возможностей для обмана населения».

Единая платежка для всех услуг

Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Однако работа над единой жировкой продолжается — и эксперты не исключают, что законопроект о введении ЕПД может быть принят уже весной 2020 года.

Переход от нескольких платежных документов, которые получают жильцы сегодня, к одной жировке — идея, с одной стороны, здравая. Но с другой — остается слишком много вопросов, связанных с реализацией задумки. Одна случайно проскочившая неверная цифра может привести к серьезной путанице и к последующим переплатам за потребленные ресурсы.

Минимизировать ошибки получится лишь в том случае, если водоканалы, теплоснабжающие организации, электроэнергетики, газовики соберутся в один пул и решат объединить платежи по всем коммунальным услугам в единый документ, который будет приходить к собственникам квартир, а напротив каждого ресурса в квитанции будет указан отдельный расчетный счет.

Насколько реально такое единение — большой вопрос…

Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Если потребитель, к примеру, в летний период не пользовался в своей квартире рядом услуг, так как проживал на даче, их можно не оплачивать. ЕПД упрощает решение подобной задачи. Но главная сложность заключается в техническом исполнении этого плана. В существующей редакции законопроекта ничего не сказано о том, кто будет выпускать единую платежку».

АГН «Москва»

Счетчик с умом

На 2020 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям.

Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически. Между тем стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства.

По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Тема потерь, которые несут энергокомпании, на слуху уже не первый год. После установки «умных» счетчиков у некоторых домохозяйств могут появиться новые издержки.

Управляющие компании, скорее всего, при замене уже выработавших свои сроки счетчиков и установке новых захотят переложить свои затраты на плечи потребителей, что уже мы видели, и не раз. Однако в постепенном переходе на «умные» счетчики есть и положительные моменты.

Они автоматизируют процессы снятия показаний и контроля потребления ресурсов как для рядовых потребителей, так и для организаций».

Банкам дадут по рукам

Некоторые коммунальные новации еще рассматриваются Госдумой, но поскольку они поддерживаются «Единой Россией» — практически наверняка обретут силу закона. В частности, депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ.

Выбрать, какой банк берет меньше комиссии, граждане могут и сейчас, хотя и мало кто из потребителей это в реальности мониторит: платят там, где привыкли. Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки.

Такие нарушения ФАС уже выявляла, причем комиссии для управляющих компаний сферы ЖКХ доходили в ряде случаев до 7%, то есть явно имел место сговор УК и банка. Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы.

Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам.

Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»: «Подобные решения, как отмена комиссии при оплате ЖКХ, являются ощутимыми и значимыми для общества.

Это нововведение может привести к незначительному повышению цен на ЖКУ, в большей степени потому что банки, которые вынуждены будут отказаться от практики взимания 0,5–2,0% от коммунальных платежей, пересмотрят размер взимаемых комиссий по другим операциям.

Ясно, что банки так или иначе будут искать способы не работать за просто так.

Текущая инициатива призвана в первую очередь устранить наиболее одиозные случаи, когда, например, из-за недобросовестной конкуренции клиенты управляющих компаний были вынуждены платить драконовские комиссии за социально-значимые ЖКХ, в том случае если оплата совершалась не через тот банк, с которым у УК было заключено партнерское соглашение».

* * *

Как следует из анализа, который «МК» провел с помощью экспертов, некоторые нововведения положительно скажутся на добросовестных плательщиках, другие же, напротив, могут привести к неразберихе в платежках и спровоцировать рост стоимости услуг ЖКХ. При любом раскладе все вышеназванные новации так или иначе отразятся на стоимости и качестве «коммуналки».

Вероятнее всего, ориентироваться в платежках, отслеживать начисленные суммы и доказывать ошибки станет проще благодаря «умным» счетчикам и новому порядку поверки устройств.

В то же время потребителям придется смириться с тем, что тарифы продолжат расти и подорожание будет значительно выше уровня прогнозируемой инфляции, так как создать единую платежку и уравнять всех под один «эталон» вряд ли удастся.

РЕЙТИНГ ПРОБЛЕМ В ЖКХ

( III КВАРТАЛ 2019 ГОДА)

– Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт дома

– Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

– Управление домом

– Капитальный ремонт

– Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории

– Проблемы, возникающие в связи с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

– Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг

– Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах

– Общее имущество в многоквартирном доме

– Проблемы с приборами учета

Источник: НП «ЖКХ Контроль»

Источник: https://www.mk.ru/economics/2020/01/23/chto-izmenitsya-v-zhkkh-edinaya-platezhka-tarify-komissii.html

Какие законодательные акты в сфере ЖКХ вступят в силу в 2020 году

Законодательство в сфере жкх 2020

Новый год не принесет жилищно-коммунальной сфере радикальных перемен, но в силу вступит несколько законодательных актов, которые напрямую касаются ЖКХ. Большинство из них призваны защитить владельцев и арендаторов жилья. Мы подготовили обзор законов, о которых стоит знать работникам ЖКХ, а также городским и сельским жителям.

Коллекторы не смогут взыскивать долги по ЖКХ

Хорошая новость для должников: в силу вступает прямой запрет на передачу коллекторам долгов за услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Уступка права взыскания просроченной задолженности граждан будет возможна только для профессиональных участников рынка ЖКХ: ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья и так далее. Цель нововведения – защита граждан от произвола коллекторов.

Запрещают залог жилья под микрозаймы

С 2020 года закон запрещает микрофинансовым организациям заключать с физическими лицами договоры потребительского займа под залог жилого помещения или доли в нем.

Микрофинансовые организации специализируются на выдаче небольших кредитов, они не требуют такого пакета документов, как банки, охотно выдают займы студентам и пенсионерам.

Однако в этой среде работает немало мошенников, и новый закон защищает людей от потери единственного жилья в случае столкновения с недобросовестными кредиторами.

Также с 2020 года ужесточаются требования к самим микрофинансовым организациям и их руководству. Во-первых, на руководящие должности в МКО запрещено будет брать людей с криминальным прошлым. Во-вторых, закон требует введения дополнительной идентификации клиентов, чтобы было невозможно взять заем на чужой паспорт.

Добросовестные покупатели жилья получат компенсации

В силу вступит закон, который будет иметь обратную силу: он закрепляет за добросовестными приобретателями жилья право на денежную компенсацию в случае, если жилье было истребовано на основании судебного акта. Однако, чтобы получить выплату в размере реального ущерба или кадастровой стоимости, придется обращаться в суд.

Еще один закон защитит граждан от мошенничества при сделках с недвижимостью. Теперь, чтобы внести в реестр сведения об отчуждении объекта на основании заявления с цифровой подписью, потребуется специальная отметка о возможности такой формы подачи документа. Проставить отметку может только собственник недвижимости.

Закон защитит дольщиков

Строительные компании не смогут использовать деньги дольщиков до завершения работ. Они обязаны оформлять кредиты в банках. Цель этого законопроекта – защита граждан.

Новая схема финансирования не допустит появления новых обманутых дольщиков, они смогут вернуть средства в случае заморозки или прекращения строительства.

С 1 июля 2019 года привлечение денежных средств дольщиков недвижимости, которая не введена в эксплуатацию, возможно только с использованием счетов эскроу.

Тарифы за ЖКХ увеличатся

В 2020 году запланирована очередная корректировка тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В Москве кубометр холодной воды будет стоить 40,48 рублей, горячей – до 198,19 рублей. Также возрастет стоимость водоотведения: до 29,57 рублей. На 3% подорожает отопление, а газ – на 1,5%. Однако стоимость электроэнергии поднимется не для всех жителей Москвы.

До марта продляют «дачную амнистию»

Закон продлил до 1 марта 2021 года особые условия оформления прав на дома, построенные на садовых участках. При наличии права на участок владельцы смогут пройти процедуру в упрощенном порядке, предоставить для оформления нужно только технический план. Пакет документов можно подать в государственные органы самостоятельно, без посредничества юристов.

Коммерческий транспорт запретят парковать во дворах

С 1 января вступит в силу запрет Министерства транспорта на парковку коммерческого транспорта в жилых дворах. Закон коснется городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Юридическим лицам и частным предпринимателям запрещают организовывать парковки пассажирского и грузового транспорта во дворах. Автомобили-нарушители будут доставлены на штрафстоянку.

Банковский перевод запретят включать в расходы на коммунальные услуги

Правительство РФ приняло постановление, запрещающее включать в состав расходов организаций стоимость платежных услуг, которые предоставляют банки и другие финансовые организации. Постановление разработали для развития здоровой конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Запрет исключит неоправданные преимущества для отдельных платежных организаций. Сейчас в состав обоснованных расходов регулируемых организаций может включаться стоимость перевода оплаты за коммунальные услуги потребителями.

Включая такие расходы в финансовые потребности, управляющие компании заключают договоры с платежными организациями, из-за чего увеличиваются счета за ЖКХ.

Источник: http://youhouse.ru/publik/Zakony-ZHKKH-2020.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.