Закон о водопользовании

Требования к водопользователям

Закон о водопользовании

Материал актуален на 04.08.2014

В соответствии с п.3 ст.38 Водного кодекса РФ, по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

При предоставлении водных объектов водопользователям учитываются в соответствии со ст.3 ВК РФ основные принципы водного законодательства:

  • значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  • приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
  • целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  • приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
  • равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
  • регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
  • регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  • регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  • комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями;
  • использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования.

Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, п.1 ст.16 ВК РФ.

Согласно п.2 ст.39 ВК РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

  • не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
  • содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
  • информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
  • своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
  • вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • выполнять иные предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами обязанности.

Основные требования к использованию водных объектов определяются ст.42 ВК РФ:

  • При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
  • При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.
  • Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

     В соответствии с гл.6 ВК РФ запрещается:

  • сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
  • захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;
  • сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;
  • проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах;
  • ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ;
  • при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;

2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Не допускается:

  • ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах;
  • проектирование прямоточных систем технического водоснабжения.

При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п.

Для исключения возможности загрязнения все водопользователи должны иметь планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, порядок действия при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способы сбора и удаления загрязняющих веществ, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (пляжи, водозаборы и т.п.), режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также водопользователи должны иметь планы мероприятий, согласованные с уполномоченными органами, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта судами или другими предприятиями.

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/trebovaniya-k-vodopolzovatelyam/

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 208-ФЗ

Закон о водопользовании
Принят Государственной Думой 14 июля 2017 года Одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года

Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст.

4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7343, 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7616; 2013, N 19, ст. 2314; N 27, ст. 3440; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3387; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 11, 12, 52; N 29, ст. 4347, 4350, 4359, 4370; N 48, ст. 6723; 2016, N 45, ст.

6203) следующие изменения:

1) в части 5 статьи 10 слова “, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса” исключить;

2) наименование главы 3 изложить в следующей редакции:

“Глава 3. Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями”;

3) статью 11 изложить в следующей редакции:

“Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.”;

4) в части 1 статьи 12 слова “, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

5) в пункте 2 части 1 статьи 13 слова “частью 1” заменить словами “частью 2”;

6) в статье 15:

а) в части 1 слова “, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

б) в части 3 слова “, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

7) статью 16 изложить в следующей редакции:

“Статья 16. Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона

1. Договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт в сети “Интернет”).

До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

5. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети “Интернет”.

6. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.”;

8) в статье 19:

а) в части 1 слова “, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

б) в части 2 слова “, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

в) в части 3 слова “, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

9) в части 2 статьи 21 слова “, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса” исключить;

10) в статье 22:

а) в пункте 2 части 1 слова “частью 2” заменить словами “частью 3”;

б) в части 4 слова “пунктами 2 – 12 части 2” заменить словами “пунктами 2 – 11 части 3”;

в) в части 5 слова “пунктами 2 – 12 части 2” заменить словами “пунктами 2 – 11 части 3”;

11) в статье 23:

а) в части 1 слова “частью 2” заменить словами “частью 3”, слова “, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

б) в части 2 слова “, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

в) в части 3 слова “, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса,” исключить;

12) статью 37 изложить в следующей редакции:

“Статья 37. Общие положения о водопользовании

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.”;

13) статью 47 изложить в следующей редакции:

“Статья 47. Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта

1. Использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.

2. Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

3. Использование акватории поверхностных водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.

4. Использование поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.”;

14) в статье 49:

а) слово “Водные” заменить словами “1. Водные”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2. Использование акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.”;

15) статью 50 дополнить частью 11 следующего содержания:

“11.

Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.”;

16) дополнить статьей 512 следующего содержания:

“Статья 512. Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов

Использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование.”.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2017/07/31/vodny-kodeks-dok.html

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

Закон о водопользовании

1.

На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;6) разведки и добычи полезных ископаемых;7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;8) подъема затонувших судов;9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ)3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;12) санитарного, карантинного и другого контроля;13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;14) научных, учебных целей;15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Источник: http://ovdkrf.ru/st11

Водный кодекс и договоры водопользования

Закон о водопользовании

Сиваков Дмитрий Олегович – научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Около десяти лет действует основополагающий акт российского водного законодательства – Водный кодекс Российской Федерации 1995 г.

Он служит задачам перехода водного хозяйства к рынку, развития договорных отношений и платности водопользования, сотрудничества Федерации и ее субъектов в области водного хозяйства, а также гарантирует частную собственность на обособленные водоемы.

Однако в ходе общественных дискуссий водное законодательство, а также практика его применения подверглись критике. Поэтому в 2002 – 2005 гг. разрабатывались и обсуждались проекты новой редакции ВК РФ или вообще принципиально нового ВК РФ.

В 2004 – 2005 гг. в ВК РФ были внесены существенные изменения. Речь идет о Федеральном законе Российской Федерации от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 122) . Согласно ст. 59 указанного Закона ряд полномочий органов власти субъектов Российской Федерации в области регулирования отношений водопользования (в том числе по заключению ими договоров пользования водными объектами) передавались федеральным органам власти.

См.: СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Но согласно ст. 9 недавно принятого Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий” (далее – Федеральный закон N 199) полномочия по заключению договоров пользования водными объектами были возвращены субъектам Российской Федерации.

Однако предусмотренные названными федеральными законами изменения пока не позволяют преодолеть ряд недостатков действующего водного законодательства. Поэтому проблему обновления водного законодательства нельзя считать полностью решенной.

Так складывалась правовая ситуация к моменту, когда проект новой редакции ВК РФ был представлен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Разрешительные и договорные формы в области водопользования

Законодатель раскрывает понятие специального водопользования, характерного применением сооружений, технических средств и устройств (судоходство, лесосплав, энергетика и т.д.). При данных отношениях возникает большая техногенная нагрузка на водоем или водоток.

Поэтому, согласно действующему законодательству, специальное водопользование всегда предполагает как получение лицензии, так и заключение на ее основе договора (ст. 86 ВК РФ).

С принятием же новой редакции ВК РФ вопросы регулирования отношений специального водопользования будут решены по-другому.

В настоящее время лицензия выдается специально уполномоченным органом государственного управления в сфере охраны и использования водного фонда – Федеральным агентством водных ресурсов.

Согласно ВК РФ в лицензии содержатся сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, об обязательствах водопользователей по отношению к водопотребителям.

Однако сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами: на ее основе заключается договор пользования водными объектами (далее – договор водопользования).

В соответствии с ВК РФ в договоры водопользования обязательно включаются условия:

  • названные в лицензии водопользования;
  • устанавливающие размер, порядок и сроки внесения платежей за водопользование;
  • указывающие на ответственность сторон за неисполнение требований договора;
  • определяющие порядок продления или досрочного прекращения права пользования водными объектами.

Договоры водопользования до 2005 г. заключались с физическими и юридическими лицами органами исполнительной власти субъектов РФ. С 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г.

на основе Федерального закона N 122 право заключения договоров водопользования осуществлялось федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водным фондом, а именно Федеральным агентством водных ресурсов.

Таким образом, законодатель соединил в руках федеральных органов власти как лицензирование, так и заключение договоров. Объединение двух функций в руках одного органа могло иметь отрицательные последствия. Но затем, как уже отмечалось, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2005 г.

N 199 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий”, полномочие по заключению договоров водопользования было возвращено органам исполнительной власти субъектов РФ.

Существующие ныне договоры в сфере водопользования трудно назвать совершенными: воспроизводя многие условия лицензии, сами они являются ее “бледной копией”. Подобное дублирование нередко вызывает критику из-за излишнего администрирования, осложняющего доступ пользователей к водным объектам.

В связи с этим особенно важно, чтобы в ходе изменения водного законодательства несовершенные бюрократические процедуры были заменены гласными и прозрачными. В Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В.

Путин, анализируя проблемы оптимизации доступа к природным ресурсам, отмечал: “Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам – с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей, обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений” .

Поэтому при разработке нового ВК РФ лицензирование предлагается отменить. Поэтому договор водопользования должен быть максимально конкретным, так как из вторичного правового инструмента он превращается в основной способ регулирования водных отношений.

При отмене лицензирования специального водопользования на договор ляжет основная нагрузка по обеспечению бережного использования водных объектов.

РГ. 2004. 27 мая.

Специфика договорных отношений в области водопользования

Правовая природа договоров водопользования заслуживает самого пристального изучения . Как известно, договорные отношения водопользования подпадают под действие как водного, так и гражданского законодательства (положения о сделках, договорах и сервитутах). Однако договоры пользования водными объектами не являются от этого в большей мере гражданско-правовыми.

Ведь имущественные отношения, возникающие при использовании водных объектов, регламентируются гражданским законодательством лишь в случаях, если иное не предусмотрено ст. 54 ВК РФ.

Данный принцип следует иметь в виду, так как применение исключительно норм гражданского права при регулировании рассматриваемых отношений не сможет обеспечить решение природоохранных задач (они несвойственны для гражданского права). Кроме того, согласно ст.

129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и водные ресурсы) могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Поэтому в ряде проектов новой редакции ВК РФ обоснованно сохранен приоритет специальной “водно-правовой” нормы.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/20454-vodnyj-kodeks-dogovory-vodopolzovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.