Закон о воде

Водоохранная зона. Права, ограничения, штрафы

Закон о воде

Давайте попробуем разобраться, как подъехать к водоему, не нарушая закон и не попадая под санкции охраняющих водоем организаций.

начнем все же не со штрафов , а с рассмотрения основного документа, регулирующего отношения, связанные с водными объектами, то есть с Водного Кодекса РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку мы говорим сейчас об интересах рыбаков, то есть смысл посмотреть, на Закон о любительском рыболовстве, ведь наше пользование “водными объектами” обуславливается и им.

Вот так прямо и написано в Законе о любительском рыболовстве

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального законаДействие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

То есть, если водный кодекс – в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.

И еще один пункт , важный для нас:

Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

То есть видим два документа, которые в своей декларативной части гарантируют нам свободное и бесплатное пользование водоемами. И появляется вполне закономерный вопрос, как и чем обеспечиваются эти права со стороны основного гаранта прав для граждан? (Я естественно не о Президенте, а о государстве в целом?)

И ответ на этот вопрос мы находим тут же в Водном Кодексе , а именно Статья 6 Водные объекты общего пользования гласит:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. То есть вот оно – обеспечение права свободного пользования. В береговой полосе 20 метров от линии воды (границы водоема, если быть более точным) любого федерального водоема любой человек может находиться беспрепятственно.

Опять же в данной статье я не буду рассматривать прямые нарушения практически повсеместно связанные с захватом берегов под строительство , это тема чудовищно больная и раздражительная, мы сейчас разбираемся с правовыми аспектами рыболовства.

и в этой же статье находим

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть получается, что со стороны воды мы можем совершенно законно и ничего не нарушая к берегу подойти в любом месте, и сколько угодно времени находиться, в том числе и в так называемой “водоохранной зоне”, которая как мы увидим дальше в Водном Кодексе, регламентирует ограничения по подъезду к водоему.

То есть с декларативной частью вроде все здорово, и остальные законы, в том числе Федеральные не должны бы вступать в противоречие с водным кодексом. И более того, есть еще статья 24 Водного Кодекса, которая говорит о том, что делает государство для обеспечения водного режима и сохранности водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; 3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

и еще почти 20 пунктов, среди которых нет ни одного который бы говорил об ответственности государства за гарантирование нам прав свободного доступа к водоему, нет функции в соответствии с которой государство обеспечивает условия доступа к водным объектам гражданам.

Есть надзор, есть контроль за качеством воды, есть обязательства по разработке различных нормативов. Но вот продекларировав свободный доступ к воде тут же определили границы водоохранной зоны, в которую нельзя въезжать на автотранспорте.

Тем самым практически нарушая не только продекларированные выше права (как самим водным кодексом, так и … замахнулись на Конституцию)

Конституция РФ

Статья 171. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Статья 271. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Конечно понятно, что можно посмотреть и еще одну статью Конституции

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Видимо руководствуясь именно этой статьей Конституции, и соображениями сохранения качества воды, были введены понятия Водоохранной зоны, и ограничения по нахождению в ней транспортных средств.

Статья. 65 Водного Кодекса РФ.4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.……….8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

КромеВодоохранной зоны существует еще более строгое понятие Прибрежная защитная полоса, та же статья 65 ВК РФ:

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. …11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Вот получается, что со стороны воды мы можем подойти и находиться, что в водоохранной зоне, что в прибрежной защитной полосе, а со стороны суши – никак, то есть именно что подойти можем, а вот подвезти лодку, или подъехать на машине поднять лодку – это уже нарушение режима водоохранной зоны

поскольку в водоохранной зоне запрещается :

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

И нарушение этого пункта, уже по КоАП РФ наказывается от 3 до 4,5 тысяч рублей на гражданина.

Появляется простой вопрос.

Запретить то нам запретили, а как и кто организует те самые “специально оборудованные места с твердым покрытием”? Понятно, что сами рыбаки этого не сделают, уж коль государство взялось обеспечивать одно конституционное право -на чистую экологическую среду, то вроде бы оно же должно задуматься и об обеспечении другого – свободы перемещения, и доступности рек для людей. Иначе получается ерунда.

Я уже не говорю об аргументации, что машины загрязняют приводную полосу. Да , конечно в места массового отдыха (то есть на пляжи например) надо запрещать въезд на машинах, но как быть миллионам автотуристов, которые очень часто просто не имеют альтернативы для оставления автомобиля с соблюдением требований водоохранной зоны?

Прежде чем что то требовать необходимо создать условия для выполнения этих требований.

Сейчас же запретительный характер режима водоохранной зоны служит только для улучшения показателей работы надзорного аппарата. Поехали к любой речке, озеру, и “насшибали палок по легкому” .

И ладно бы деньги со штрафов шли бы на создание тех самых дорог и стоянок, они канут в “закрома Родины” и их след тает, как прошлогодний снег.

Недавно депутаты Оренбургской области выступили с предложением в ГосДуму, об изменении водного кодекса, и сокращении водоохранной зоны до 50 метров повсеместно . И можно понять такое обращение. Но… Оно на самом деле не решает проблемы рыбаков.

необходимо еще одно дополнение, например , что для спуска или подъема плавсредства в необорудованном месте можно подъехать например на ограниченное время, к примеру до получаса.

И ограничить зону запрета для стоянки автомобиля например вне границы прибрежной защитной полосы. Это было бы разумно.

Есть еще один момент, и пункт в водном кодексе , он называется

Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

И в рамках этого пункта предполагается, что государство разрабатывает меры и способы комплексного использования водных объектов, на наш взгляд такие меры и схемы должны учитывать не только ограничения по пользованию водоохранной зоной, но и меры по обеспечению доступности для граждан. Тем более что

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; …..3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:……

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

…. 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

И тогда, становится понятно, что если схемой комплексного использования предусмотрены бесплатные стоянки для автомобилистов, есть возможность оставить машину, без нарушений требований кодекса, то тогда и наказание за нарушение актуально.

А если никто не озаботился ни оборудовать стоянки, ни принять меры к тому, что б люди имели возможность оставить свои машины в соответствии с требованиями экологии, то штрафовать рыбаков и туристов – это только нагнетать в обществе социальную напряженность.

Необходимо дополнить кодекс нормами, обязывающими включать в схемы комплексного использования и охраны водных объектов мероприятия, обеспечивающие доступ людей к берегам, в том числе и с использованием автотранспорта.

опубликовано в блогах на ПКР

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dd185b4f3abe118dc3ad3dd/vodoohrannaia-zona-prava-ogranicheniia-shtrafy-5e3a73d6c0f7854fe5c01f72

Налог на подземные воды: что ожидает владельцев частных домов и дачников с 2020 года

Закон о воде

13.06.2019

Недра земли, к которым относится и вода, являются собственностью государства. Деятельность по использованию недр как юридическими лицами, так и обычными гражданами осуществляется на законодательном уровне. С этой целью разработан закон «О недрах», который определяет порядок пользования природными ресурсами, в том числе владельцами земель, выделенных для ухода за садами и огородами.

Природные богатства ограничены и требуют финансирования для их разработки, охраны, восстановления, поэтому и появилась законодательная инициатива об установлении платежа за пользование ресурсами.

Как действует закон «О недрах» сейчас

Сфера взаимоотношений с водой регулируется федеральными и региональными нормативными актами. В частности, Водным кодексом РФ водные объекты делятся на наземные и подземные. Закон «О недрах» регулирует деятельность, связанную именно с сохранением подземных вод.

Участки подземной среды, содержащие водоносные горизонты с водой, используемой для питья и быта, в том числе для садоводства, в технологических процессах промышленных объектов, на объектах сельхозназначения, и при объёме добычи не более 500 куб. метров в сутки, определяют к участкам недр местного (регионального) значения.

Колодец на даче

Колодец на даче — это природный ресурс, относящийся к участку недр регионального значения

Сфера действия закона о подземных водах

Упомянутый нормативный акт определяет перечень лиц, имеющих право использовать подземные воды. К ним относятся:

собственники земельных участков — лица, имеющие право собственности, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

землепользователи — лица, получившие право постоянно пользоваться земельным участком (без срока) или получившие право пользоваться им безвозмездно;

землевладельцы — лица, имеющие право пожизненного владения при наследовании земли;

арендаторы земельных участков — лица, которым предоставлены земли во владение и пользование по договорам аренды либо субаренды.

Нормативный акт установил порядок, по которому добычей воды могут заниматься садоводы и огородники только в границах своего участка, в личных целях и в объёме, не превышающем 100 куб. метров в сутки.

Для этого правообладатели земельных участков могут строить на своих землях подземные конструкции глубиной не более 5 метров (к ним относятся скважины, колодцы и прочие конструкции для доступа к подземным водам), то есть выше водоносного горизонта, который является источником центрального водоснабжения.

При соблюдении указанных условий использование недр земли не предусматривает внесение каких-либо платежей в казну. В случаях отклонения от установленных нормативов потребуется получение лицензии, за потребление воды будут начисляться налоги.

Таблица: налоговые ставки за пользование подземными водными объектами

Экономический район Налоговая ставка (в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из подземных водных объектов)

Северный от 378 до 384

Северо-Западный от 372 до 390

Центральный от 336 до 360

Волго-Вятский от 330 до 336

Центрально-Чернозёмный от 318 до 402

Поволжский от 342 до 420

Северо-Кавказский от 486 до 654

Уральский от 390 до 534

Западно-Сибирский от 330 до 342

Восточно-Сибирский от 306 до 678

Дальневосточный от 306 до 342

Калининградская область от 324 до 336

Пользование подземными водными объектами влечёт обязанность ежеквартальной уплаты налога.

Налоговая база представляет собой забранный с каждого объекта объём воды, который рассчитывается по показаниям измерительных приборов, отражённых в специальном журнале.

При отсутствии приборов расчёт может быть произведён с учётом периода работы и активности средства забора воды либо по нормам потребления воды.

Согласно законодательству, водным налогом облагаются только те организации и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные объекты, требующие получения соответствующей лицензии.

Обладатели земельных участков, на которых установлены колодцы и прочие системы глубиной не более 5 метров, обеспечивающие подземной водой, не обязаны платить этот налог.

Налогом также не облагается деятельность граждан и организаций:

по забору воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища);

по поливу садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;

по организации водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

К плательщикам налога не относятся организации и физлица, пользующиеся водой на основании заключённых договоров о пользовании источниками или решений о передаче в пользование водных объектов, имевших место после введения в действие Водного кодекса РФ.

В каком случае потребуется лицензия на добычу природного ресурса

Обязательным условием для каждого пользователя недр является соблюдение правил охраны подземных ресурсов, а также определённых требований по разумному использованию недр. Указанное условие действует на все случаи использования полезного ресурса: от целей хозяйственно-бытового водоснабжения садовых обществ и товариществ до обслуживания скважины для нужд завода.

При этом обязанность получения лицензии возложена ФЗ «О Недрах» только на определённых пользователей (физических и юридических лиц):

если скважина используется для извлечения выгоды;

в случае когда забор воды из земли осуществляется на глубине водоносного канала;

если объём выкачивания составляет более 100 куб. метров в сутки.

Виды скважин

Необходимость получения лицензии зависит от вида скважины:

Колодцы-скважины — источники глубиной до 5 метров, бурятся на толщину первого водоносного горизонта и устраиваются таким образом, чтобы в них попадала вода из водоносного слоя (лицензия не требуется).

Скважины «на песок» — составляют глубину от 5 до 30 метров, эксплуатируются сроком до 25 лет (лицензия не требуется).

Артезианские скважины «на известняк» — бурятся на глубину 20–1000 м и более, берут воду из водоносного горизонта, лежащего между двумя водоупорными слоями (в известняке), эксплуатируются сроком до 50 лет, используются в том числе для садовых и огороднических сообществ (лицензия требуется).

Промышленные — глубиной 300–1000 метров и более (лицензия требуется).

Скважины

Необходимость получения лицензии зависит от глубины скважины

В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса за предоставление лицензии требуется внесение госпошлины в размере 7500 рублей.

Лицензия для садоводов

В июле 2017 года в Федеральный закон «О недрах» были внесены изменения, которые коснулись граждан, имеющих свои огороды на землях в пределах садовых некоммерческих товариществ (СНТ).

Нововведения урегулировали добычу вод из земли садоводческими и огородническими обществами для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, т. е. обеспечения нужд товариществ в целом, а также для правообладателей земельных участков, расположенных в пределах его территории.

При этой форме пользования водой из недр запрещено её добывать при осуществлении коммерческой деятельности.

Государство облегчило процедуру оформления скважин для товариществ, созданных огородниками, и для получения лицензии не потребуется:

проведение геологического изучения недр;

проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;

экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

согласование и утверждение технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

представление доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Для некоммерческих обществ сохраняется одно требование — соблюдать правила охраны подземных вод и осмысленного использования недр.

Обязательное лицензирование добычи воды из недр садовыми товариществами приостановлено до 1 января 2020 года Федеральным законом «О ведении гражданами садоводства».

В текущем году садовые общества могут оформить право на пользование скважиной без уплаты государственной пошлины. С 2020 года наличие лицензии на данный вид пользования ресурсами будет обязателен.

Лицензия не потребуется для добычи воды в объёме менее 100 кубометров с глубины до 30 метров

Какие документы необходимы для оформления лицензии дачным сообществам

Порядок получения разрешения на выделение глубинных вод под землёй на участках в регионах и список документов, требующихся для получения лицензии, регулируются субъектами Российской Федерации.

Фактически для оформления лицензии потребуется обратиться в территориальный госорган (Министерство природных ресурсов по субъекту) за получением госуслуги либо в МФЦ с заявкой на получение лицензии. При исключении бумаг, которые для огородников и садоводов необязательны, в списке останутся только документы:

удостоверяющие личность;

подтверждающие статус садового или огороднического некоммерческого товарищества (учредительные и регистрационные документы);

схема с расположением участка недр в масштабе, предоставляющем возможность определить его нахождение, и географических координат угловых точек (масштаб от 1:10000 до 1:200000);

предложение по использованию недр.

https://www.youtube.com/watch?v=UrCWSBdhF8s

Лицензия на использование вод будет выдана на 25 лет.

Ответственность за отсутствие лицензии

Принятый закон «О ведении гражданами садоводства» обозначил: если граждане не являются членами товарищества, в пределах которого находится возделываемый ими участок, в любом случае они несут обязанность по содержанию общего имущества, в частности, скважин. То есть стоимость лицензии и налоговые платежи будут распределены между членами товарищества в виде взносов. В случае возникновения задолженности по взносам некоммерческое общество будет вправе обратиться в суд.

При возделывании садов и огородов без вступления в членство некоммерческих товариществ на граждан распространяется законодательство РФ, регулирующее указанную деятельность, что подразумевает возможность самостоятельного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями.

СНТ

Граждане могут заниматься садоводством на участках без создания товарищества

Если товарищество огородников решит не обращаться за получением лицензии после 1 января 2020 года, то при первом нарушении контролирующие органы могут обойтись предупреждением, при повторном выявлении правонарушения владельцу грозит штраф:

для физических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;

для должностных лиц — 30–50 тыс. руб.;

для организаций — от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ).

Уплата штрафа не влечёт освобождения от обязанности устранить нарушение.

Итак, колодцы и неглубокие скважины на песке не будут облагаться налогом, и добыча воды с их помощью не подлежит лицензированию.

Причина в том, что такие скважины не затрагивают воды, пролегающие сквозь важные природные ресурсы.

Артезианские же скважины могут навредить природной целостности планеты, если будут созданы и продолжат содержаться в ненадлежащих условиях. Лицензирование — забота государства о природных богатствах страны.

Источник: https://souzsadovodov.ru/news/o-sadovodah/4984-nalog-na-podzemnye-vody-chto-ozhidaet-vladel-cev-chastnyh-domov-i-dachnikov-s-2020-goda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.