Закон о уборке прилегающей территории

Нормативы уборки придомовой территории в зимнее и летнее врамя

Закон о уборке прилегающей территории

К одному или нескольким домам обычно прилегает определенная территория, на которой находятся стоянки для машин, детские площадки, клумбы, гаражи и так далее. Эта площадь именуется придомовой, и ее может использовать каждый жилец. Но не секрет, что зачастую эта территория не содержится в должном виде, жильцам приходится самим браться за инструменты и приводить ее в порядок.

Иногда по не знанию, а иногда потому, что организациями, в сферу деятельности которых входит уборка придомовой территории многоквартирного дома, ею не занимаются. Давайте разберемся, кто же все-таки убирает эту площадь, кто отвечает за содержание в товариществе жильцов и что вообще входит в уборочные мероприятия.

Чья обязанность

За одним или несколькими многоэтажными домами закрепляется определенный участок земли, на котором могут быть размещены детские или спортивные площадки, парковки, гаражи.

Правила подсчета границ дворовых территорий гласят, что их размеры определяются исходя из установленных норм площади для каждого конкретного региона, количества этажей в многоквартирном доме и некоторых других и указываются в публичной кадастровой карте.

Но отведенный для этих целей участок должен отвечать потребностям всех собственников жилья.

Если говорить о частных домах, то законодательно не указано, сколько конкретно метров от забора считается придомовой территорией. Ограждение – способ межевания частной территории в данном случае. При условии, что дом и участок находятся в собственности жильцов, все, что находится до забора – частная придомовая территория. Та земля, что находится снаружи, как правило, является муниципальной.

Частый вопрос собственников многоэтажек – кто все-таки должен убирать придомовую территорию многоквартирного дома? Ответим на него:

  • управляющая компания, с которой у жильцов заключено соглашение;
  • проживающие в домах люди самостоятельно в том числе;
  • сотрудники ТСЖ;
  • сторонними фирмами и подрядчиками, с которыми у участников ТСЖ, УК или самих жильцов был заключен соответствующий договор.

Правила содержания многоэтажного дома гласят, что управляющие организации обязаны заключить соглашение с рабочими, чтобы те занимались регулярной уборкой мусора на придомовой территории. Фирмы, с которыми собственниками квартир был заключен договор, должны неукоснительно выполнять его условия, в противном случае жильцы имеют право подать на них в суд за невыполнения обязательств.

Выбор оптимального способа организации уборки придомовой территории решается путем ания на общем собрании жильцов. После этого с выбранным исполнителем уборочных работ заключается договор по имеющейся форме, в котором прописываются такие пункты:

  • адрес дома;
  • реквизиты УК или ТСЖ;
  • права и обязанности, ответственность обеих сторон;
  • график уборки;
  • сроки и причины для расторжения соглашения;
  • описание оказываемых услуг, на каких условиях предоставляются;
  • тарифы на уборку и прочие услуги придомовой территории;
  • вероятность продления контракта, основания;
  • стоимость.

Договор подписывается обеими сторонами с указанием ФИО и должностей, ставится текущая дата. Также необходимо ТСЖ заключить договор с дворником согласно установленному образцу. Перечень выполняемых им работ зависит от текущего сезона.

За чей счет

Несколько лет назад в Жилищном Кодексе РФ произошли изменения, согласно которым каждый из собственников жилья обязуется не только соблюдать правила эксплуатации собственности, но и перечислять средства на ее содержание. Сумма к оплате зависит от размеров помещения, которое занимает жилец, в соотношении с общей площадью многоэтажного дома: чем она больше, тем выше стоимость.

При этом тот факт, приватизированная квартира или нет, в данной ситуации роли не играет. Территория, прилегающая к многоэтажке, считается собственностью каждого из проживающих в здании.

А значит, обязанность по соблюдению вышеуказанного правила ложится на всех. Ведь каждый из жильцов так или иначе пользуется этой территорией.

И согласно статье 158 ЖК должен оплачивать счета по уходу за ней.

Бывают ситуации, когда жильцы исправно платят по счетам, но раз за разом уборка и уход проводятся в недостаточном объеме и качестве или же отсутствует вовсе. Тогда следует обратиться в УК с заявлением о снижении тарифов по оплате уборочных услуг. Обязательно указать перечень невыполненных работ.

Нормы уборки придомовой территории

Существуют общие нормативы и список обязательных работ и услуг по обслуживаю площадей, прилегающих к дому на основании заключенного с управляющей компанией договора. В зависимости от региона список может быть дополнен рядом дополнительных документов.

На общем собрании, на котором был определен оптимальный способ содержания придомовой территории, также обсуждается перечень общих и дополнительных услуг для согласования стоимости и согласия минимум половины собственников.

Для обслуживания придомовой территории помимо уборки выполняются меры по ее улучшению и благоустройству, озеленению, декорации и оптимизации пространства для использования в целях жильцов разных возрастов, например, установка лавочек или детских площадок.

Общеустановленные нормы уборки придомовых территорий:

  • содержание в порядке тротуаров, дороги, садов и дворов осуществляется обслуживающими организациями, в чью сферу деятельности входят эти обязанности. В некоторых исключениях уборкой занимаются особые службы, с которыми был заключен договор по желаниям жильцов;
  • если территория, которую нужно убрать, не позволяет использовать специальную технику, соответствующие мероприятия производятся вручную;
  • вывоз снега с придомовой территории выполняется снегоуборочной техникой;
  • необходимо обустроить пандусами места, используемые уборочной техникой для съездов, что позволит расширить площадь, на которой можно ее использовать, улучшит и ускорит качество уборки;
  • обеспечение проезда и свободного доступа к люкам, инженерным узлам и точкам водоснабжения, используемым в случае пожара, лежат на компаниях, которые обслуживают жилищный фонд;
  • следует выделить место для складирования материалов и используемого для обслуживания территории оборудования;
  • для тротуаров и дорожных проездов во дворах, ширина которых составляет более 3 метров, следует использовать технику, которой чистят дороги общего пользования.

Регулирует выполнение нормативов соответствующий правовой акт из:

  • федерального закона;
  • жилищного права и ЖК;
  • инструкции о технической эксплуатации жилого дома.

ВНИМАНИЕ! Объем выполняемых работ по уборке и обслуживанию зависит от сезона. Также он зависит от площади и типа покрытия самой территории.

Летом

Список сезонных уборочных мероприятий для теплого времени года:

  • подметание, мойка тротуара, которые осуществляются рано утром или поздно вечером, чтобы не мешать жильцам. Мойка выполняется лишь на открытых тротуарных участках;
  • полив высаженных растений по необходимости, в зависимости от климата и температуры воздуха, но не менее двух раз в сутки;
  • регулярная чистка территории порой до трех раз в день, если существуют условия для повышенной засоренности.

В обязанности дворников в ТСЖ или УК входит:

  • уборка придомовых территорий от мелкого мусора и загрязнений;
  • подстригание газона и кустарников;
  • подметание тротуаров;
  • чистка от мусора детских и спортивных площадок, особенно разбросанных возле урн и мусорных контейнеров отходов согласно нормам СанПиН;
  • полив клумб, растений и дорожек (при особо жаркой погоде).

На дворника также могут быть возложены обязанности по покраске скамеек и прочих сооружений на придомовом участке.

Зимой

Для холодного времени года снегопад – частое явление, а потому придомовая территория убирается особым образом:

  • очистка от снежных заносов осуществляется переносом снега с тротуара на внешнюю кромку кювета или на расстояние до 2 метров от края проезжей части (прилотковая зона);
  • собранный снег складируется кучами или валами в прилотковой зоне;
  • необходимо быстро убирать снег скалывателями и рыхлителями на утоптанных участках;
  • тротуары и проезды внутри квартала должны очищаться от снега полностью;
  • пешеходные дорожки, а также детские и спортивные площадки должны посыпаться песком или солью в гололед;
  • площадь вокруг канализационных люков очищается ото льда;
  • снег у газонов и в местах высадки растений рыхлится.

В зависимости от того, насколько силен снегопад, чистка снежных заносов может осуществляться дважды в день.

Помимо прочего необходима санитарная уборка на придомовом участке. На территории, которая прилегает к дому, должны стоять мусоросборники вместимостью не менее 100 литров.

Два раза в год их необходимо красить, устанавливать на специальной забетонированной площадке с ограждениями, соблюдая санитарные нормы.

Следует обеспечить хорошо освещенный подъезд и место для разворота техники, которая должна вывезти мусор.

Периодичность уборки придомовой территории определяется органами управления или самими жильцами. Также в качестве контролирующих органов могут выступать местная администрация или в крайнем случае Роспотребнадзор.

Участие последнего может потребоваться тогда, когда владельцы квартир недовольны качеством выполняемых услуг, не соблюдаются регулируемые законодательными актами нормативы уборки и необходима проверка вышестоящих инстанций.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/normativy-uborki-pridomovoi-territorii-v-zimnee-i-letnee-vramia-5a851a54581669612120a9dd

Правовой статус прилегающей территории

Закон о уборке прилегающей территории

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Правила уборки придомовой территории МКД

Закон о уборке прилегающей территории

Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета.

Во дворе могут располагаться различные подстанции, гаражи, места для автотранспортных средств, скверы, мусоросборники и прочие объекты. Дворовая площадь предназначена для общественного пользования, поэтому за ее чистотой следят не отдельные граждане, а привлеченные со стороны организации.

Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.

Нормативная база

Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.

В зависимости от региона перечень может быть расширен дополнительными документами.

Кому принадлежит придомовая территория МКД?

Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:

  • участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
  • управляющей организации (ЖКХ);
  • всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.

Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491)

Как определить придомовую территорию для уборки?

Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:

  • из кадастровой документации;
  • из сведений Государственного Реестра.

Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.

Согласно Постановлению Правительства № 491 «О правилах содержания, управления, уборки общего имущества в МКД»  в придомовое пространство входят следующие объекты:

  • элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
  • различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
  • игровые/спортивные комплексы;
  • оборудование для сушки белья;
  • места/помещения для автомобилей;
  • площадки для выгула животных;
  • обслуживающие подстанции;
  • пожарные проезды;
  • тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
  • уличное освещение и другие элементы;
  • площадки, предназначенные для мусоросборников.

Что такое необязательные дополнительные услуги в договоре уборки?

Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):

  • озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
  • благоустройство участка;
  • декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
  • возведение архитектурных построек и пр.

Кто оплачивает уборочные работы придомовой территории МКД?

Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК).

Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником).

Все начисления отражаются в отдельной графе платежных квитанций, предоставляемых коммунальными службами.

Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.

Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?

Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:

  • управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
  • специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.

Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.

Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:

  • реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
  • предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
  • права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
  • ответственность сторон;
  • тарифы на уборку/способы оплаты;
  • основания для расторжения соглашения;
  • подпись/должность ответственных лиц.

Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет.

В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию.

При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.

Санитарная уборка и сбор мусора

В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:

  • устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
  • ограждать площадки вокруг мусоросборников;
  • обеспечивать освещенность данного участка;
  • осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
  • обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).

Периодичность

Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа.

В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки.

Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.

Контроль

Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:

  • потребители (жильцы МКД);
  • органы местного самоуправления;
  • Роспотребнадзор.

Что делать, если придомовую территорию МКД не убирают?

Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:

  • к руководству кондоминиума/ТСЖ;
  • к председателю жилищно-коммунального хозяйства;
  • в Жилищную Инспекцию;
  • в местную администрацию;
  • в судебные инстанции;
  • в Прокуратуру района.

Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:

  • название документа;
  • суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
  • реквизиты/название управляющей фирмы;
  • ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
  • адрес МКД, номера квартир.

Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.

Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.

Прочие нюансы и нововведения

Для того чтобы наслаждаться чистотой и ухоженностью придомового участка, живущие в МКД граждане, должны принимать участие во всех вопросах, касающихся его обслуживания/благоустройства. Контролирование действий/работ клининговых компаний/УК/ТСЖ позволит поддерживать придомовое пространство в презентабельном виде.

В настоящее время в РФ действует федеральная программа «Наш двор», целью которой является создание комфортной городской среды. Граждане, решившие стать участниками данной программы, могут за счет федеральных субсидий, произвести благоустройство придомового участка.

Проект состоит из двух частей:

  • обязательной – благоустройство полностью производится за счет муниципальных средств;
  • дополнительной – обустройство осуществляется при участии жильцов, которые финансируют 3% от сметы.

В регионах муниципалитеты будут вводить новые стандарты, касающиеся благоустройства/содержания придомовой территории, внедрения новых, более эффективных систем уборки, озеленения, освещения и пр.

Жильцы, которые произвели благоустройство придомового пространства, становятся собственниками данного участка, поэтому ответственность за обслуживание/уход/уборку ляжет на их плечи. Земельные участки, не участвующие в федеральной программе, могут отойти в собственность муниципалитета.

Для участия в госпрограмме необходимо согласие большинства жильцов, которые должны в ходе общего собрания принять решение и утвердить план благоустройства.

После этого, следует подать заявление вместе с протоколом общего собрания в местный уполномоченный орган.

В случае одобрения заявки жильцам будет оказано содействие в мероприятиях по благоустройству придомового пространства.

Источник: https://uslugi-gkh.ru/pridomovaya-territoriya/pravila-uborki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.