Закон о сиротах 159

Федеральный закон об изменениях в законе

Закон о сиротах 159

Принят Государственной Думой 2 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в преамбуле слова “их числа в возрасте до 23 лет” заменить словами “числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

2) в статье 1:

а) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

“полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;”;

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

“полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях;”;

в) абзац девятый считать абзацем десятым;

г) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и в нем слова “во время получения ими очного профессионального образования” заменить словами “при получении ими профессионального образования по очной форме обучения”;

3) в статье 6:

а) пункт 1 после слов “оставшиеся без попечения родителей,” дополнить словами “лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”, после слов “оставшихся без попечения родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

б) в пункте 2 слово “Лица” заменить словами “Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”, слова “первого и” исключить, после слова “обучение” дополнить словами “детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

в) в пункте 3:

слово “Лица” заменить словами “Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”, слова “во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования” заменить словами “в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.”;

г) пункт 4 признать утратившим силу;

д) в пункте 5:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“5.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.”;

абзац второй после слов “производственной практики,” дополнить словами “детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,”;

е) пункт 7 после слов “образовательных учреждений” дополнить словами “- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”;

ж) в пункте 8:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“8.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.”;

абзац второй после слов “муниципальных образований,” дополнить словами “- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”;

з) пункт 9 после слова “обучающимся” дополнить словами “- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам”;

и) в пункте 10:

абзац первый после слов “без попечения родителей,” дополнить словами “лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

абзац второй после слов “без попечения родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

4) в статье 9:

а) в пункте 3 слово “(контрактов)” исключить, слово “гражданами” заменить словами “детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами”;

б) в пункте 6 слова “Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам” заменить словами “Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам”;

5) пункт 2 статьи 11 после слова “родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) абзац второй пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

2) абзацы пятый и шестой пункта 7 статьи 81 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев третьего и четвертого подпункта “в” пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзацы третий и четвертый подпункта “в” пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Источник: https://rg.ru/2009/12/22/siroty-dok.html

Разбираем 159-й Федеральный закон о детях-сиротах –

Закон о сиротах 159

Дети-сироты получают разностороннюю помощь и поддержку со стороны государства. Они имеют целый ряд обязательных льгот, призванных оказывать им финансовую поддержку, помощь в получении образования и социальной адаптации. Права сирот закреплены в нескольких законодательных и нормативно-правовых документах, основными из которых являются Семейный кодекс РФ и Федеральный закон №159-ФЗ.

Данный закон распространяется на 2 категории детей:

  • детей-сирот;
  • детей, которые остались без попечения родителей.

К первой категории относятся дети, оставшиеся без своих родителей либо без одного из них, выполнявшего родительские обязанности – матери или отца.

Таким образом, сирота – это ребенок, у которого умерли родители или один из них, осуществлявший его воспитание.

Помимо этого, статус сироты может быть присужден ребенку, который не имеет сведений о смерти родителей, но они по решению суда признаны умершими либо без вести пропавшими.

Ко второй категории причисляются дети, оставшиеся без попечительства матери либо отца. Это дети, мать или отец которых не выполняет свои обязанности по их воспитанию и развитию. Родители таких детей лишаются своих родительских прав, а значит, обязанность по заботе о ребенке берет на себя государство. Если родители восстанавливают свои права, ребенок автоматически теряет все льготы.

Обе категории детей по закону делятся на две подкатегории:

  • дети, которые потеряли родителей в возрасте до 18-ти лет;
  • дети, родители которых ушли из жизни, когда им было от 18-ти до 23-х лет, и которые находились на обучении в образовательных учреждениях.

Основные положения закона №159-ФЗ

Федеральный закон №159-ФЗ содержит все основные аспекты предоставления помощи, положенной сиротам, и детям, которые остались без попечения родителей. Документ устанавливает права и льготы, а также гарантии со стороны государства.

Рассматриваемый законодательный акт был принят еще в 1996 году, но все его положения начали действовать лишь спустя два года. С тех пор в документ неоднократно вносились дополнения и корректировки, в соответствии с которыми льготы не были сокращены, но некоторые функции по их обеспечению были переданы местной власти.

Федеральный закон №159-ФЗ говорит о том, что все прочие нормативные документы, касающиеся предоставления льгот и компенсаций детям-сиротам, должны полностью соответствовать положениям основного закона.

В определенных случаях Федеральный закон №159-ФЗ позволяет региональной и федеральной власти вводить дополнительные льготы и привилегии для сирот и тех детей, которые лишились родительской опеки.

При этом их утверждение должно обосновываться наличием финансовых ресурсов в местных и региональных бюджетах.

Рассматриваемым законом для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены права и льготы.

Права и льготы такие:

  • право на получение образования за бюджетный счет;
  • право на получение бесплатной врачебной помощи во всех государственных и региональных медучреждениях;
  • право на обеспечение жильем;
  • льготы при трудоустройстве;
  • право на получение бесплатной юридической помощи.

Это основной перечень привилегий, которые получают дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений.

Получение образования и жилья

Сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей, имеют право на получение льгот в процессе обучения.

А именно:

  • возможность прохождения обучения за счет бюджетных средств либо зачисления в образовательные учреждения более высокого уровня;
  • право на получение социальной стипендии (превышающей простую стипендию ориентировочно на 30-50%);
  • право на получение компенсационных денежных средств на приобретение учебников и других предметов, необходимых для обучения (размер компенсации в среднем составляет сумму тройной стипендии один раз в год);
  • право на бесплатное питание в учреждениях образования;
  • право на бесплатное проживание в общежитии учреждения образования;
  • право на стажировку и трудоустройство после окончания учебы.

Перечисленные льготы действуют не только в региональных образовательных учреждениях, но и в федеральных. К последним относятся вузы, готовящие специалистов в сфере обороны, госслужащих и работников силовых структур.

Рассматриваемая категория детей имеет право на получение муниципального жилья. Перечень соответствующего жилья утверждается местными органами власти.

После получения жилья лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, подписывает договор социального найма, рассчитанный на пять лет. После истечения указанного срока договор может быть пролонгирован. В ряде случаев жилье может быть передано в долгосрочный найм с последующей передачей в собственность лица, проживающего в нем.

Медицинское обслуживание и трудоустройство

Важнейшая сфера, в которой государство оказывает поддержку сиротам – это сфера медицинского обслуживания.

Государство гарантирует детям, оставшимся без родителей, бесплатное лечение во всех коммунальных и государственных медучреждениях.

Кроме этого, сироты и дети, которые остались без опеки родителей, имеют право на бесплатное оперативное вмешательство, протезирование и реабилитационные мероприятия внутри страны, а в некоторых ситуациях – и за рубежом.

В перечне медицинских льгот также находится:

  • предоставление бесплатных путевок на оздоровление;
  • компенсация денежных средств за приобретенные путевки в оздоровительные учреждения;
  • бесплатный проезд до места оздоровления и обратно.

В трудовой сфере у сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, есть следующие права:

  • если лицо состоит на учете в центре занятости, оно имеет право на получение средней зарплаты по региону в течение шести месяцев – до тех пор, пока не будет трудоустроено;
  • если организация, в которой трудится гражданин, имеющий право на льготы, ликвидируется, обязанностью работодателя является его трудоустройство на новое рабочее место;
  • гражданина, имеющего рассматриваемые льготы, не могут сократить.

Кроме этого, сиротам и детям без родителей оказывается бесплатная юридическая помощь. Также они имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте и другие привилегии, устанавливаемые местными органами власти. Перечень таких привилегий в различных регионах может отличаться.

Источник: http://semeynoepravo.com/matpomoshch/fz-o-detyah-sirotah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.