Закон о продаже газа

Российский рынок газа

Закон о продаже газа

Основной задачей маркетинговой стратегии «Газпрома» на внутреннем рынке является обеспечение бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж.

«Газпром» — крупнейший поставщик природного газа на российском рынке. На внутреннем рынке Группа «Газпром» реализует большую часть продаваемого газа — в 2019 году объемы продаж составили 235,8 млрд куб. м газа. Чистая выручка от реализации газа Группы (за вычетом НДС) на внутреннем рынке достигла 970,9 млрд руб.

Средняя цена реализации газа в России (за вычетом НДС, включая акциз и таможенные пошлины)

За год, закончившийся 31 декабря
20152016201720182019
руб./1000 куб. м3 641,33 815,53 808,33 981,34 118,2
долл.*/1000 куб. м59,457,165,363,363,7
евро*/1000 куб. м53,651,657,753,756,9

* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, цены на газ для конечных потребителей подлежат государственному регулированию и дифференцируются как по категориям потребителей (для населения и промышленности), так и по ценовым поясам с учетом дальности транспортировки газа от региона добычи до потребителя. 

  • Постановление Правительства Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 7 марта 1995 года № 239;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» от 5 февраля 1998 г. № 162;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1021;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» от 3 мая 2001 года № 335;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 28 мая 2007 года № 333;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» от 31 декабря 2010 года № 1205;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества „Газпром“» от 16 апреля 2012 г. № 323;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 27 декабря 2017 г. № 1663;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации газа в Российской Федерации» от 29 октября 2018 г. № 1282;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ» от 30 ноября 2018 г. № 1442;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 21 декабря 2018 г. № 1622;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 21 февраля 2019 г. № 179;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» от 19.03.2020 г. № 305.

Развитие биржевой торговли газом

В целях развития рыночных принципов ценообразования ПАО «Газпром» участвует в организованных торгах газом на АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ). В 2019 году объем поставки газа по результатам заключенных ПАО «Газпром» сделок на АО «СПбМТСБ» составил 10,5 млрд куб. м.

Газораспределение

В сфере распределения газа «Газпром» в Российской Федерации занимает лидирующее место.

В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций (ГРО) Группы «Газпром» на территории России на конец 2019 года находилось 802,8 тыс. км сетей газораспределения.

Источник: https://www.gazprom.ru/about/marketing/russia/

Бесплатная подводка газа населению начнется в середине 2021 года

Закон о продаже газа

Минэнерго запускает пилотный проект бесплатной подводки газа к домам граждан в рамках поэтапной газификации страны. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.

Подводка газа бесплатно – пилотный проект Минэнерго

Министерство энергетики РФ начинает экспериментальный проект по бесплатной проводке внутрепоселковых газораспределительных сетей непосредственно до границы участка домовладения в 4 регионах России: Московской, Тюменской, Челябинской и Курганской областях. Начало реализации программы намечено на середину 2021 года.

подводка газа к домам станет бесплатной

Выбор регионов стал неслучайным – власти этих областей подтвердили выполнение всех методических требований министерства.

Газ будет подводиться не только к частным жилым домам (ИЖС), но и к домам на садовых участках.

Кто будет финансировать бесплатное подключение газа населению?

Часть затрат на бесплатное подключение газа населению будет покрываться за счет инвестиционной программы «Газпрома», предполагающей ежегодное финансирование газификации в размере 70 млрд рублей. Снизить себестоимость  работ по прокладке газовых сетей до 30%  можно за счет изменений нормативной базы и ухода от бюрократических барьеров.

Подводка газа от магистрали до конечного потребителя силами одной организации – Газпрома, уберет из технологической цепочки промежуточное звено (посредника). Это сделает процедуру более прозрачной. И Газпром, и потребитель заинтересованы сегодня в снижении стоимости подключения. Потребитель, получит более дешевые энергоносители, а Газпром  больше потребителей газа на внутреннем рынке.

подводку газа к домам будет осуществлять Газпром

При этом необходимо учесть, что затраты на подключение газа в масштабе страны огромны и не покроются ежегодными программами Газпрома и совершенствованием системы. Скорее всего это отразится на повышении тарифов за газ для населения. Это затронет и людей, проживающих в многоэтажных домах, кого проблема подключения газа не касается.

Или все же государство возьмет на себя все эти затраты? Доступный газ в России граждане воспринимают как элемент социальной справедливости. От  реализации этой программы власть только выиграет. 

Каковы плюсы и минусы бесплатной подводки газа населению?

Плюсы: 

  • развитие частного домостроения. Станет стимулом к покупке участков и строительстве на них частных домов;
  • в домах, где не было газа, позволит сократить затраты на отопление или позволит  пользоваться им недвижимостью круглогодично ;
  • наконец-то до россиян дойдет «национальное достояние».

Минусы:

  • бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому стоит ожидать в дальнейшем рост тарифов на газ. На российском рынке его цена очень скромная;
  • дом, в который будет заводиться газ, должен быть официально зарегистрирован, а значит за него придется платить налог;
  • проводка газа на участке ляжет на плечи собственника. Пока не понятны суммы заведения газа в дом и конечного подключения.

Почему сегодня для многих граждан невозможно провести газ в дом?

Сегодня подключение магистрального природного газа потребителю – очень дорогостоящая и сложная процедура.

Схематично ее можно изобразить следующим образом (рисунок ниже).

схема подключения природного газа потребителю

  1. Подключение населенного пункта к магистральной газораспределительной сети производится Газпромом. Здесь нет никаких проблем. Для потребителя они возникают на втором (окончательном) этапе – подводка к дому.
  2. Подводкой трубы от населенного пункта до домов граждан занимаются различные газораспределительные организации – посредники между Газпромом и населением. Они являются монополистами и диктуют свои условия гражданам. На этом этапе у потребителя возникают следующие проблемы:
  • технические. Требуется собрать и согласовать целый пакет технических и разрешительных документов, который может подготовить только профессионал в этой сфере. Например, необходим проект газоснабжения. Для этих целей гражданам приходится нанимать соответствующего специалиста или организацию;
  • финансовые. Все расходы за фактическую прокладку газовых труб к своему дому, подготовку и согласование документов ложатся на конечного потребителя. В итоге, общая сумма за подключение газа может доходить до полумиллиона рублей. Если потребитель, пытаясь сэкономить, берет на себя решение части процедурных вопросов, то ему приходится пройти «10 кругов ада» и не раз пожалеть о своем решении;
  • длительный срок подключения. Процедура подключения газа конечному потребителю при выполнении всех существующих требования занимает 8-10 месяцев, что необоснованно долго.

Изначально данная система была создана, чтобы уйти от монополии Газпрома, ограничив его деятельность только подключением до населенного пункта.

Предполагалось, что к домам граждан будут подводить газ различные компании, которые будут конкурировать между собой. Это будет способствовать снижению стоимости подключения газа.

На деле получилось «как всегда». Потребитель оказался заложником фактического сговора.

Почему государство решило бесплатно подключать газ населению?

Существующая система подключения газа конечному потребителю не устраивает граждан России. Власти прекрасно понимают, что население  недовольно сложившейся ситуацией.

Не зря новая инициатива появилась в преддверии ания по поправкам в Конституцию.

 В России, имеющей самые большие запасы природного газа в мире, и одной из ведущих его поставщиков, людям приходится отапливать свои дома электричеством или другими источниками энергии.

Падение спроса на газ у Газпрома среди традиционных покупателей в Европе и Азии вынуждает компанию искать дополнительные рынки для сбыта голубого топлива. Позиции монополиста в 2020 году на мировом рынке падают. Это связано со следующими факторами:

  • глобальное падение спроса на газ, связанное с теплой зимы 2019-2020;
  • падение мировых цен на газ;
  • снижение экспорта;
  • замещение российского газа другими поставщиками сжиженного голубого топлива;
  • неопределенность будущего транзита через Украину в 2019 году заставило европейские страны запастись газом впрок и прочее.

Все это заставляет Газпром обратить более пристальное внимание на внутренний рынок, где есть хороший потенциал.

Программа «Газификация регионов России»

Программа «Газификация регионов России», охватывающая 67 регионов, действует с 2001 года и реализуется Газпромом (подводка газа к населенным пунктам) и региональными властями (прокладка газа до потребителя).

Программа регламентируется следующими документами:

  • №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (31.03.1999 г.);
  • Постановление Правительства РФ №903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций» (10.09.2016).

За последние 15 лет общий уровень газификации в стране вырос на 17%. За этот период построено более 2 тысяч газопроводов протяженностью около 32 тысяч км. На начало текущего года среднероссийский уровень газификации составил 70,1%. Уровень обеспечения природным газом городов и ПГТ (поселок городского типа) более, чем на 10% выше, чем в сельской местности.

Уровень газификации
Россия, на 1 января 2020, %

Источник: Газпром

*ПГТ – поселок городского типа

В июне 2020 года Президент России Владимир Путин дал поручение федеральным и региональным властям, Газпрому и другим заинтересованным организациям в сфере газификации страны.

поручение Президента РФ в сфере газификации в июне 2020 года

К 2035 году Правительство планирует довести уровень газификации в стане до 83%.

Текущий и планируемый уровень газификации
Россия, 2020, 2035, %

Источник: Правительство РФ

Программа газификации является одной из важнейших для страны. Россия обладает самыми большими запасами природного газа в мире и занимает 2 место в его добыче.

ТОП-3 стран по добыче природного газа
2019, млрд м3

Источник: ОПЕК

Объем суммарного экспорта «голубого» топлива из России в 2019 году составил 259,4 млрд м3 на сумму 41,6 млрд долларов США (в 2018 году – 49,1 млрд $).

Европейский опыт по подключению природного газа населению

Для примера можно рассмотреть Германию – одного из крупнейших потребителей российского газа.

В Германии нет монополиста на газовом рынке – существует множество компаний, конкурирующих между собой. Это позволяет потребителю выбирать, что способствует снижению цены на подключение.

К тому же, потребитель может выбрать вариант подключения:

При варианте 1: потребитель должен заключить с компанией-поставщиком газа 2-летний договор на поставку. Цена за газ будет выше, чем при платном подключении, но разница несущественная. Одно условие – нельзя отказаться от поставки газа в период действия контракта, даже если средняя цена на рынке упадет.

При варианте 2: подключение обойдется в 1000-2000 Евро (по текущему курсу: 90 000 – 180 000 тыс. руб.). Цена зависит от нахождения дома по отношению к магистральной трубе.

Срок подключения газа составляет 3-9 недель. Также он зависит от близости дома к газовой магистрали.

Процедура подключения схематически приведена на рисунке ниже.

процедура подключения газа потребителю в Германии

Необходимый перечень документов и продолжительность их получения представлены на рисунке ниже.

перечень документов для подключения газа потребителю в Германии

Бесплатное подключение газа – рост тарифов на газ

Анализируя внешние и внутренние факторы, вероятность роста цен на газ на внутреннем рынке России велика. Переход на бесплатное подключение газа по всей территории страны может стать одной из причин этого. Но данная инициатива даст стимул для развития частного домостроения, что положительно отразится на строительной и оконной индустрии.

Отопление загородного дома с помощью магистрального газа сегодня – самый дешевый способ.

Но и с ним на дом площадью 150 м2 с окнами стандартного размера в отопительный сезон уходит от 4 000 рублей в месяц в средней полосе России.

Современным домам с панорамными окнами необходимо применение энергосберегающих технологий, чтобы не разориться на отоплении: теплые энергосберегающие окна, утепленный фасад, цоколь и крыша.

Что в итоге?

Несмотря на высокую вероятность роста тарифов на газ, бесплатное его подведение для населения необходимо. Оно позволит большему количеству граждан пользоваться национальными ресурсами. Текущая стоимость подключения непосильна потребителям. Газ должен перестать быть роскошью в России, а достоянием россиян.

в XXI веке в России люди в регионах вынуждены отапливать свои дома «русской» печьюБесплатная подводка газа до участков частных домов, давно необходимая мера. Печально, что она созрела только тогда, когда упал спрос на российский газ в мире. Но нет худа без добра, поэтому ждем скорейшей реализации этой программы и строимся.

По вопросам подключения газа необходимо обращаться в местный Облгаз.

Источник: https://www.oknamedia.ru/novosti/besplatnaya-podvodka-gaza-besplatnyy-syr-tolko-v-myshelovke-51344

Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549

Закон о продаже газа

1.

 Настоящие Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее – договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами – собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.

2. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;

б) поставка газа по фактической потребности;

в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;

г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

“газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан” – являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки;

“поставщик газа” – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества;

“абонент” – сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его.

Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению;

“поставка газа” – выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее – границы раздела собственности);

“внутридомовое газовое оборудование”:

в многоквартирном доме – являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

в домовладениях – находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;

“внутриквартирное газовое оборудование” – газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

“поверка приборов учета газа” – совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям;

“домовладение” – жилой дом (часть жилого дома) и (или) примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

“специализированная организация” – организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

4. Поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте – предложении о заключении договора (далее – оферта), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления следующие сведения:

количество лиц, постоянно и (или) временно зарегистрированных в помещении, газоснабжение которого обеспечивается;

размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений;

вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии), – для домовладения, газоснабжение которого обеспечивается;

меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого обеспечивается;

иные сведения, необходимые для правильного определения размера платы за потребленный газ.

Источник: https://base.garant.ru/12161689/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.