Закон о цене на газ

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021

Закон о цене на газ

1.

 Настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с Федеральным законом “О газоснабжении в Российской Федерации”, определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

2. Понятия, используемые в настоящих Основных положениях, означают следующее:

потребитель газа – лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд;

“независимая газотранспортная организация” – организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим ей на праве собственности или на ином законном основании, а также являющаяся независимой от организаций – собственников систем газоснабжения (Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения) и организаций – собственников газораспределительных систем;

“оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен” – оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) его потребителям соответствующих групп;

“предельный максимальный уровень оптовых цен на газ” – уровень оптовых цен, превышение которого в договорах поставки газа не допускается;

“предельный минимальный уровень оптовых цен на газ” – уровень оптовых цен, ниже которого установление стоимости газа в договорах поставки газа не допускается;

“регулируемый вид деятельности” – вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством;

“розничная цена на газ” – цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, за исключением розничных цен на сжиженный газ;

“розничная цена на сжиженный газ” – цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности;

“цена на газ”, “тарифы на услуги по транспортировке газа”, “плата за снабженческо-сбытовые услуги” – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению;

“регулируемая оптовая цена на газ” – утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно потребителям газа или организациям для дальнейшей продажи потребителям газа:

на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;

на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов);

на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями потребителя газа, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа), если потребители газа относятся к категории “население”;

“переходный период” – период с 2011 года по 2017 год включительно, в течение которого осуществляются мероприятия по созданию условий для практического внедрения рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами (включая применение формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), и подготовке к переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам;

“регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги” – утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ;

“приемная емкость” – криогенный резервуар, использующийся для хранения и регазификации сжиженного природного газа;

“регазификация сжиженного природного газа” – процесс преобразования сжиженного природного газа из жидкого состояния в газообразное;

“население” – для целей настоящих Основных положений к данной категории относятся:

физические лица (граждане) – собственники (наниматели) жилого помещения;

лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;

иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:

исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);

наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, – служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

“газоиспользующее оборудование” – котлы, плиты, производственные печи, технологические линии, утилизаторы, генераторы электрического тока и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного и автономного отопления, выработки электрической энергии, горячего водоснабжения, пищеприготовления, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Регулируемая оптовая цена и плата за снабженческо-сбытовые услуги распространяются на газ, добываемый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами, а также собственниками региональных систем газоснабжения, за исключением случаев, определенных пунктом 4.1 настоящих Основных положений.

Иные понятия, используемые в настоящих Основных положениях, соответствуют определениям, содержащимся в Федеральном законе “О газоснабжении в Российской Федерации”, а также в иных нормативных правовых актах.

3.

 Цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

При присоединении сетей потребителя газа непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для потребителя газа на границе раздела магистральных газопроводов и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В случае если в осуществлении поставок газа потребителям газа участвует несколько организаций, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги, взимаемая с потребителей газа, распределяется между организациями по соглашению сторон.

3.

1. В настоящих Основных положениях при расчете максимального часового расхода газа используются условия определения объема газа, характеризуемые температурой 20 градусов Цельсия, давлением 760 мм рт. ст., влажностью 0 процентов.

Источник: https://base.garant.ru/12121555/

Порядок ценообразования при поставке газа

Закон о цене на газ

Важнейшим для участников отношений по поставке газа являетсявопрос о цене на поставленный газ и услуги по еготранспортировке.

Сложнее всего установить, попадает ли ценообразование на газпод государственноерегулирование или же цена на газ должнаформироваться свободно,под влиянием законов рынка.

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договораоплачивается по цене, определенной соглашением сторон. Впредусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки,ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на тогосударственными органами.

Законом, регламентирующим государственное регулирование цен нагаз, является ФЗ от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжениив Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 7марта 1995 г.

№239 «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление№239) закрепляет, что государством регулируются цены на природный газ,нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, нефтяной (попутный)газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшейпереработки, сжиженный газ для бытовых нужд.

Другой важный документ – Постановление ПравительстваРФ от 29 декабря 2000 г. №1021 «О государственномрегулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке натерритории Российской Федерации» (далее –Постановление №1021).

Этим актом утверждены Основные положенияформирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов науслуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Всоответствии с п. 4 Постановления под государственное регулированиеподпадают оптовые цены на газ и розничные цены на газ, реализуемыйнаселению.

Установлено, что регулирование цен осуществляют Федеральнаяслужба по тарифам (ФСТ РФ).

В Постановление 28 мая 2007 г. №1021 были внесены серьезныеизменения, направленные на уменьшение роли государства в регулированиицен на газ с перспективой полной отмены их госрегулирования, а также навыравнивание внутренних и внешних цен на газ.

В пункт 3 Основных положений установлено, что цена на газ дляконечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей исетей конечного потребителя формируется из регулируемой цены на газ илиоптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетомустановленных предельных уровней, тарифов на услуги по еготранспортировке по газораспределительным сетям и платы заснабженческо-сбытовые услуги.

Постановление №1021 регулирует только цены и тарифы на услугипо транспортировке газа, являющегося по способу получения добываемым(п. 1 Основных положений). Газ производимый (по способу получения) поддействие этого постановления не подпадает.

В Российской Федерации установлены следующие виды регулируемыхцен на природный газ:

  1. оптовые цены на газ (назначаются ФСТ РФ);
  2. оптовые цены на газ, реализуемый населению (устанавливаются ФСТ РФ);
  3. оптовые цены на газ (определяемые в диапазоне междупредельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен);
  4. розничные цены на газ (регулируются региональными службами по тарифам).

Согласно п. 16 Постановления №1021 государственноерегулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке наосновании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые видыдеятельности, и по инициативе регулирующих органов.

Оптовая цена на газ дифференцируется соответственно ценовомупоясу. Субъекты РФ относятся к тому или иному ценовому поясу взависимости от среднего расстояния транспортировки газа от мест добычидо районов потребления с учетом стоимости добычи и подготовки газа кперемещению.

Методика расчета ФСТ РФ дифференцированных оптовых цен нагаз определена в Постановлении ФЭК РФ от 29 мая 1998 г. №22/1«Об утверждении Временного положения о государственномрегулировании дифференцированных оптовых цен на газ» (далее– Постановление №21/1).

По Постановлению №1021 оптовая ценана газ формируется на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.

Понятие «оптовая цена на газ, определяемая вдиапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовыхцен» (далее – цена, определяемая в пределах),введено в новой редакции Постановления №1021. При этом минимальнымуровнем является установленная ФСТ РФ оптовая цена на газ.

В Постановлении №1021 указано, что конкретный размер этой ценыдолжны устанавливать сами стороны. Однако до настоящего времени неясно,какими критериями должен руководствоваться поставщик при определенииэтой цены. Предполагается, что они будут введены ФСТ РФ.

При определении регулируемой цены на газ необходимо учитыватьтакже плату за снабженческо-сбытовые услуги.

Оптовая цена на газ учитывает лишь расходы по добыче газа иего транспортировке по магистральному газопроводу. Однако поставщикугаза необходимо не только его добыть (закупить у добывающейорганизации).

Для осуществления поставки газа поставщик долженсодержать необходимый штат сотрудников (диспетчеров, юристов,руководителей разного уровня и т.д.), банковские счета, оплачиватькоммунальные услуги, услуги телефонной связи и т.д.

Для компенсацииэтих издержек законодатель ввел в состав регулируемой цены газа платуза снабженческо-сбытовые услуги.

Понятие платы за снабженческо-сбытовые услуги, как и понятиесамих снабженческо-сбытовых услуг, в законодательстве не дается.

Однакоиз анализа норм можно сделать вывод, что таковой является производимаяпокупателем плата в возмещение расходов поставщика, без которыхпоставка газа невозможна (например, расходы на заработную плату,обслуживание кредита, используемого для закупки газа, содержаниездания, плата за кассовое обслуживание, ведение банковского счета и т.д.).

Приказом ФСТ РФ от 15 декабря 2009 г. №412-э/8 утвержденаМетодика определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги,оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Орган,устанавливающий размер платы, – ФСТ РФ. В соответствии сназванной Методикой размер платы за снабженческо-сбытовые услугиустанавливается дифференцированно по группам потребителей.

Еще одна составляющая регулируемой цены на газ –тариф на услуги по транспортировке газа. В соответствии со ст.

21 ФЗ«О газоснабжении в РФ» государственноерегулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенныеФедеральным законом от 17 августа 1995 г.

№147-ФЗ «Оестественных монополиях» к сфере деятельности субъектовестественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительнойвласти в области регулирования тарифов.

По ст. 2 ФЗ «О естественных монополиях» ктаким сферам деятельности отнесена транспортировка газа потрубопроводам. В поставке газа участвуют два вида субъектовестественных монополий:

  1. владельцы трубопровода высокого давления (магистральногогазопровода) – газотранспортная организация в лице ОАО«Газпром» и его дочерних структур;
  2. владельцы газопроводов среднего и низкого давления– газораспределительная организация.

Соответственно, государство регулирует тарифы натранспортировку газа в отношении каждого из названных субъектов.

Выделение тарифа на транспортировку газа по магистральномугазопроводу имеет значение при поставке газа по нерегулируемой цене, атакже при поставке газа независимыми организациями (не аффилированнымиОАО «Газпром»). В противном случае транспортировкавключается в состав оптовой цены и выделению не подлежит.

Согласно п. 7 Постановления №1021 регулирование тарифов потранспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляется ФСТ.

Стоимость услуг по транспортировке газа по магистральному газопроводуопределяется по тарифам, рассчитываемым в соответствии с Методикойрасчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральнымгазопроводам, утвержденной Приказом ФСТ от 23.08.2005 г. №388-э/1. Всоответствии с п.

6 данного документа регулирование тарифов на услугипо транспортировке газа по магистральным газопроводам осуществляетсяпутем установления их фиксированных уровней.

На услуги по транспортировке газа по газораспределительнымсетям ГРО до сетей конечного потребителя устанавливается тариф натранспортировку до конечных потребителей. Тариф на транспортировкуприменяется дифференцированно по группам конечных потребителей.

Создается впечатление, что цены на газ, реализуемыйпотребителям на территории Российской Федерации, всецело регулируютсягосударством. Однако это не так.

Во-первых, Постановление №239 исключает регулированиефедеральными органами власти цен на газ, реализуемыйорганизациями-производителями газа, не являющимися аффилированнымилицами ОАО «Газпром», АО «Якутгазпром», «Норильскгазпром»,«Камчатгазпром» и «Роснефть – Сахалинморнефтегаз». Таким образом, правом на продажу газа посвободной цене были наделены лишь организации-производители.

В связи с тем что, вводя такое ограничение рыночногоценообразования, Правительство вышло за пределы своей компетенции, абз.

1 Постановления №239 признан противоречащим федеральномузаконодательству, недействующим и не подлежащим применению в частираспространения государственного регулирования цен на любую последующуюпродажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельнымхозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями –независимыми производителями.

Во-вторых, Постановление №1021 регулирует исключительно ценына газ, являющийся по способу получения добываемым, но не производимым.

В-третьих, положения Постановлений №239, №1021 противоречатфедеральному законодательству, поскольку нарушают предписание ст. 424ГК РФ о том, что применение регулируемых цен возможно только в случаях,предусмотренных законом.

В ст.

21 ФЗ «О газоснабжении в РФ» установлен только один случай государственного регулирования цен нагаз: По решению Правительства Российской Федерации регулированиетарифов на услуги по транспортировке газа может быть замененогосударственным регулированием цен на газ для конечных потребителей,использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов науслуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке,установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, ФЗ«О газоснабжении в РФ» закрепляет государственноерегулирование цен на газ лишь в отношении субъектов естественныхмонополий, о чем прямо говорится в ст. 21 данного Закона и чтоподтверждено Верховным Судом РФ.

В Определении кассационной коллегии Верховного Суда РФ№КАС02-381 указано, что ч. 1 ст. 21 ФЗ «О газоснабжении вРФ» предусматривает государственное регулирование тарифовтолько на услуги по транспортировке газа, которые отнесены к сфередеятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ценообразование при поставке газа представляетсобой сложный механизм, подверженный жесткой регламентации со стороныгосударства. Регламентация эта носит порой противоречивый характер, чтоприводит к трудностям в правоприменении и неопределенности вовзаимоотношениях по поставке газа, в том числе при утверждениирегулируемых государством цен.

К.Б. Кузнецов, соискатель кафедры предпринимательскогоправа Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Источник: http://pricinginfo.ru/publ/praktika_cenoobrazovanija/cenoobrazovanie_v_ehnergetike/porjadok_cenoobrazovanija_pri_postavke_gaza/17-1-0-61

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.