Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Содержание

Кс рф: абсолютный муниципальный запрет на размещение ларьков на придомовой территории мкд недопустим

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на придомовой территории МКД, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории МКД допускается лишь как дополнение к основным видам ее благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению (определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2019 г. № 3274-О и № 3273-О).

Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в отказных “судейских” определениях, – весьма подробных и тщательно подготовленных, – вынесенных по жалобам ряда пермских ТСЖ и предпринимателей.

И предприниматели, и жители МКД договорились об аренде кусочков земли (в составе общего имущества МКД) под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в городских Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, и даже выиграли его в первой инстанции (областной суд счел, что орган МСУ вышел за пределы своих полномочий), однако Верховный Суд Российской Федерации в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.

Теперь несостоявшиеся арендаторы и арендодатели просили проверить конституционность ряда положений Закона от 28 декабря 2009 г.

№ 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (бланкетная норма о размещении ларьков и киосков на частной земле) и Закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (о полномочиях по изданию правил благоустройства), поскольку они позволяют органам МСУ устанавливать в правилах благоустройства территории дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Это мешает собственникам помещений в МКД извлекать доход при предоставлении части своей земли в аренду, не позволяет бизнесу осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведет к неправомерному ограничению конкуренции.

Отказывая в передаче жалоб на рассмотрение в заседании КС РФ – поскольку нет нужды в издании итогового решения в виде постановления – Суд, однако, отметил следующее:

  • органы МСУ вправе устанавливать требования к размещению таких элементов благоустройства, как НТО, ведь создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения этих вопросов с учетом местных традиций;
  • правила благоустройства территории имеют своей целью повышение комфортности условий проживания граждан;
  • наконец, по проектам правил благоустройства территорий проводятся публичные слушания, что повышает легитимность принимаемых органами МСУ решений;
  • вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации напоминает, что при утверждении (изменении) схемы размещения НТО – в каждом конкретном случае – местным властям необходимо достичь баланса интересов как бизнеса, так и местного сообщества в целом. А органы МСУ имеют возможность решать вопросы размещения НТО для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства;
  • следовательно, собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения НТО. Правда, эта земля предназначена, прежде всего, для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению;
  • поэтому правила благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных полномочий;
  • при этом нестационарная торговля, не требующая больших оргзатрат и инвестиций, – наряду с развозной и разносной торговлей – служит одной из важных форм ведения малого бизнеса и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории;
  • возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не согласовывалась бы и с принципом защиты конкуренции, а также препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства, для которого нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Таким образом, по мнению Суда, нет никаких оснований считать, что спорные положения нарушают конституционные права и свободы заявителей, поскольку они и не наделяют органы МСУ полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

Кроме того, КС РФ сослался на правительственный законопроект о поправках к тем федеральным законам, на которые жаловались заявители: предполагается ограничить перечень оснований, по которым орган МСУ может отказать в размещении НТО в конкретном месте. Суд, – учитывая продолжающийся законодательный процесс, направленный на совершенствование правового регулирования, – счел необходимым воздержаться от оценки по существу оспариваемых законоположений.

Отметим, однако, что в настоящий момент данный проект “скорее мертв, чем жив” – внесенный в Госдуму в декабре позапрошлого года, проект не прошел даже первого чтения, а его рассмотрение было отложено на неопределенный срок, сначала в феврале, затем – в апреле 2019 года. С тех пор о проекте ничего не слышно.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1314801/

Обслуживание придомовой территории: нормативы и обязанности управляющей компании

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

При возведении многоквартирного дома компания-застройщик приобретает либо оформляет в долгосрочную аренду участок земли, который впоследствии становится придомовой территорией. Главным его назначением является обеспечение комфортного проживания собственников объектов недвижимости в здании.

Если участок земли изначально был в собственности компании-девелопера, по окончании строительства он передается в общее долевое владение всех жильцов многоквартирного дома. Если он находился в аренде у муниципалитета, то владельцы квартир могут впоследствии его самостоятельно приватизировать и оформить на него право собственности.

При этом земельный надел находится в собственности всех владельцев объектов недвижимости в здании одновременно. Принадлежащие им части условны и соотносятся с площадью квартир, которые находятся в их собственности.

Наличие доли в придомовой территории, как и в ином общедомовом имуществе, не означает, что гражданин может огородить ее и запретить остальным жильцам ею пользоваться.

Этот параметр условен, он влияет на вес голоса собственника при проведении общего ания относительно распоряжения общим имуществом всех владельцев объектов недвижимости в здании.

Управление придомовой территорией, как и остальным общим имуществом жильцов, может быть делегировано управляющей компании или ТСЖ (товариществу собственников жилья).

В управлении придомовой территорией могут участвовать как физические лица, которые являются владельцами квартир в здании, так и юридические лица, которые могут иметь в собственности коммерческие или жилые помещения в доме.

Также собственником недвижимости может являться муниципальный орган. Подобная ситуация складывается, когда в здании есть неприватизированные квартиры.

В таком случае их собственником является муниципалитет, а не жильцы, и именно он участвует в управлении придомовой территорией и другим общедомовым имуществом.

Жильцы неприватизированных квартир, которые занимают их по договору социального найма, не участвуют в определении судьбы общедомового имущества и придомовой территории, поскольку не являются носителями права собственности на недвижимость, расположенную в этом здании.

Использование и распоряжение участком придомовой территории должно осуществляться всеми собственниками объектов недвижимости в доме сообща. Однако зачастую решение подобных вопросов вызывает конфликты между жильцами. Они далеко не всегда приходят к согласию по поводу того, как именно использовать придомовую территорию.

Помимо этого, возникают споры с управляющей компанией, которая несет обязанности по обслуживанию участка земли и обустройству в целях обеспечения комфортного проживания граждан. Знание нормативов и стандартов обустройства и обслуживания придомовой территории поможет разобраться в подобных ситуациях и защитить свои права.

Понятие придомовой территории и законодательство в сфере ее обслуживания

Придомовая территория – это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также прилегающая к нему зона.

Он является объектом недвижимости, характеристики которого содержатся в кадастровом реестре. Гражданин может получить данные о нем, заказав выписку из ЕГРН.

Основные сведения об этом участке также можно найти на публичной кадастровой карте или в технической документации на квартиру.

Технические параметры придомовой территории принимаются во внимание управляющей компанией при управлении общедомовым имуществом, а также при расчете затрат на санитарное содержание, обслуживание и благоустройство участка.

Участок земли, составляющий придомовую территорию, должен быть оформлен надлежащим образом в собственность жильцов многоквартирного дома. Если на него отсутствуют документы, при их оформлении были допущены ошибки, то обязанности по содержанию возлагаются на муниципалитет населенного пункта.

Главным законодательным актом, регламентирующим использование многоквартирных домов и участков, составляющих их придомовую территорию, является Жилищный кодекс РФ.

Нормы и правила, регламентирующие данную сферу, содержатся и в иных законодательных актах, действующих в Российской Федерации.

Так, в статье 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года определяется, что земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, а также прилегающие к нему объекты находится в общей долевой собственности владельцев объектов недвижимости, находящихся в здании.

Каждая часть придомовой территории является его неотъемлемой частью. Она не может быть продана или передана какому-либо жильцу в единоличное владение. Также нельзя выделить долю в придомовом участке каждого жильца в натуре.

В придомовую территорию могут включаться следующие объекты:

  • сам земельный участок, на котором возведено здание. Его характеристики можно отыскать на публичной кадастровой карте по адресу или кадастровому номеру объекта недвижимости. Как правило, помимо участка под самим домом, в придомовую территорию также входит прилегающая зона. Ее площадь зависит от того, какой участок изначально был выделен под строительство здания. В редких случаях в придомовую территорию входит только земля, на которой непосредственно расположен сам дом;
  • конструкции, которые возведены в целях облагораживания и озеленения придомового участка;
  • строения и объекты, которые возведены для обслуживания и обеспечения комфорта граждан, проживающих в здании.

Площадь придомовой территории может быть различной, но не меньше, чем площадь самого здания, которое расположено на ней.

Лица, ответственные за благоустройство и обслуживание придомовой территории

Основной функцией придомовой территории является обеспечение комфортных условий для проживания жильцов. Для этого на участке могут обустраиваться детские и спортивные площадки, различные зоны отдыха.

Ответственность за благоустройство и содержание участка возлагается на организацию, которой делегировано управление общим имуществом жильцов, поскольку придомовая территория входит в его состав. Так, это может быть:

  1. Управляющая компания. Это специализированная организация, которая занимается управлением общим имуществом жильцов на основании договора за определенную плату.
  2. Товарищество собственников жилья. Это юридическое лицо, которое образуется из инициативной группы собственников объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме, специально в целях управления общедомовым имуществом.

Выбор между тем, кому делегировать полномочия по управлению тем и другим имуществом, в состав которого входит и придомовая территория, производится самими жильцами на общем собрании посредством ания.

Нормы обслуживания и благоустройства придомового участка

Обслуживание и благоустройство придомовой территории регламентируется Постановлением Правительства № 491, принятым в 2006 году. В этом нормативном акте разграничена ответственность собственников и управляющих организаций или ТСЖ.

Владельцы квартир в домах, согласно законодательству, вправе ограничивать совет дома в управлении придомовой территорией. Также они вправе делегировать обязанности по обслуживанию товариществу собственников жилья, управляющей компании.

Независимо от того, каким органом осуществляется управление придомовой территорией, осуществляться оно должно в рамках действующего законодательства, устанавливающего нормативы и правила в этой сфере.

Все изменения в конфигурации придомового участка, в том числе возведение и снос строений, должны отражаться на кадастровом плане. Также они подлежат согласованию и документальному оформлению.

Благоустройство придомового участка должно осуществляться управляющей компанией. При этом жильцы дома вправе следить и контролировать ее действия, проверять выполнение и качество тех или иных работ.

В целях благоустройства придомовой территории, как правило, проводятся следующие работы и мероприятия:

  • обустройство и ремонт детских, спортивных и развлекательных площадок;
  • ремонт и обустройство иных объектов, которые расположены в пределах придомовой территории;
  • уборка и иные санитарные мероприятия на участке придомовой территории.

Уборка включает в себя мероприятия, перечень которых различается в зависимости от времени года. Так, в зимний период проводятся следующие работы:

  • уборка снега с пешеходных дорожек, а также в зонах проезда автомобилей;
  • очистка крыльца от ледяных наслоений;
  • обработка пешеходных дорожек песком и иными противоскользящими средствами.

В теплое время года должны проводиться следующие мероприятия:

  • уборка листвы, сломанных насаждений;
  • посадка растений в клумбы, уход за ними, полив и иные мероприятия по озеленению местности;
  • ремонт детских площадок, в том числе покраска и устранение дефектов;
  • уборка мусора на придомовой территории;
  • обрезка кустарников.

Также в ведение управляющей компании входит обустройство мест для сбора мусора и своевременный вывоз отходов.

Разрешенные и запрещенные действия в пределах придомовой территории

Использовать придомовую территорию жильцы могут по своему усмотрению. Однако они должны соблюдать при этом определенные нормы, поскольку эксплуатация этого участка должна вестись строго в интересах жильцов.

На придомовой территории по решению жильцов можно обустроить следующие объекты:

  • детские и спортивные площадки;
  • зоны отдыха и пешеходные дорожки;
  • отдельные места для выгула собак;
  • парковочные места;
  • зону зеленых насаждений. Она может использоваться не только для высадки декоративных растений, но и для посадки овощей;
  • забор, ограждающий границы участка;
  • прочие объекты, которые будут служить обеспечению комфорта жильцов.

Также придомовая территория может быть использована в целях получения выгоды. При этом использовать вырученные средства можно на компенсацию платежей за капитальный ремонт или иные цели, связанные с благоустройством дома и участка.

Стоит отметить, что управляющая компания не вправе без согласования с жильцами использовать объекты, расположенные на придомовой территории и сам земельный участок в коммерческих целях, особенно если средства идут не для обеспечения комфорта жильцов, а для увеличения прибыли компании.

Подобные ситуации, к примеру, обустройство платных парковок на придомовой территории достаточно распространены и неправомерны.

Если собственникам недостаточно имеющегося у них участка, они вправе взять в аренду или выкупить землю по соседству. Подобная ситуация возможна, если это позволяют условия.

При использовании придомовой территории важно соблюдать следующие запреты:

  • запрещено нарушать санитарные нормы. Так, зона, прилегающая к дому, должна содержаться в чистоте;
  • запрещено проводить работы и возводить строения, назначение которых не связано с обеспечением комфортного проживания жильцов. К этой категории относятся, к примеру, платные парковки, самовольно учрежденные управляющими компаниями;
  • запрещено устанавливать заборы, высота которых составляет более 60 сантиметров без предварительного согласования с администрацией населенного пункта;
  • нельзя блокировать доступ к инженерным коммуникациям;
  • запрещено оставлять транспортные средства с не заглушенным двигателем, за исключением случаев необходимости посадки и высадки пассажиров;
  • запрещена парковка автомобилей в непредназначенных для этого местах. К примеру, на пешеходных зонах, газонах;
  • нельзя блокировать доступы к подъездам;
  • нельзя оставлять контейнеры для мусора в неспециально отведенных для этого местах.

Собственники объектов недвижимости в доме должны знать границы своего участка, поскольку обустройство строений вне его пределов расценивается законодательством, как самовольный захват земли. За это предусмотрена ответственность в рамках КоАП РФ.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Источник: http://dgkh.ru/art/pridomovaya-territoriya/obslujivanie-pridomovoy-territorii.html

Благоустройство придомовой территории | Что входит и как организовать

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Придомовая территория (ПТ) – участок земли, который выделен для размещения сооружений и объектов, необходимых для удовлетворения нужд жильцов дома. На этой территории располагают объекты инфраструктуры, растительность, тротуары, рекреационные зоны, парковочные места, малые архитектурные формы (МАФ).

Определение придомовой территории можно найти в ст. 36 Жилищного кодекса РФ, хотя именно такого словосочетания в нем нет, но в статье идет речь об имуществе в общей собственности жильцов. Согласно ст.

36, придомовая территория делится на две части: ту, что находится непосредственно под домом, и ту, что расположена вокруг зданий.

На последней и размещают элементы благоустройства, которые обеспечивают комфортность и эстетичность среды.

Зачем обустраивать придомовую территорию

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома – необходимое мероприятие, поскольку позволяет создать для человека комфортную среду пребывания.

Дети смогут гулять на безопасных и интересных площадках, а взрослые – проводить время рядом с домом в беседке.

На территории будет достаточно мест для стоянки автомобилей, а за счет красивого озеленения жильцы будут получать эстетическое удовольствие, которое положительно скажется на их психологическом состоянии.

Требования и нормы благоустройства придомового участка

Общие нормы благоустройства придомовой территории многоквартирного дома приводятся в СП 82.13330.2016 «Благоустройство территории» и СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Еще требования содержатся в Градостроительном кодексе, правилах обустройства городского округа или поселения, а также в местных нормативах градостроительного проектирования.

Озеленение продумывается в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170. В документе приводятся правила благоустройства и озеленения придомовых территорий с указанием особенностей создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городе.

Что входит в благоустройство придомовой территории

Благоустройство участка придомовой территории осуществляется с учетом ее разделения на функциональные зоны с разным назначением. По общей классификации выделяются:

  • рекреационная зона для отдыха и досуга детей и взрослых;
  • обслуживающая территория (парковки, места сбора ТБО, гаражи и пр.).

В стандартных и самых простых проектах благоустройства присутствуют пешеходные дорожки, скамейки, элементы озеленения и опоры освещения со светильниками.

В дополнение к ним на территории устанавливаются отдельные виды игрового оборудования, например, качели.

На фото вы можете видеть пример такого простого обустройства, которое при своем минимализме дает жильцам все необходимое для комфортного проживания в своем микрорайоне.

В целом, в рамках благоустройства на придомовой территории устанавливаются следующие объекты:

  • деревья, клумбы, газоны и другие виды озеленения (придомового, крышного, вертикального);
  • коммуникации для обслуживания дома;
  • сооружения хозяйственного назначения;
  • спортивные площадки;
  • автомобильные стоянки;
  • уличная мебель и урны;
  • контейнерная площадка для вывоза ТБО;
  • охранные зоны газовых, электрических и тепловых сетей;
  • детские игровые площадки.

Еще к благоустройству могут относиться магазины и пункты обслуживания населения, расположенные обычно на первом этаже дома. Если многоквартирный дом старой постройки, то особое внимание при обустройстве уделяют парковкам.

Такие объекты проектировались без расчета на количество автомобилей, которое значительно изменилось с тех времен. По этой причине важно правильно организовать места под парковку не в ущерб остальным функциональным зонам.

Не менее важными элементами благоустройства придомовых территорий выступают конструкции для сопряжения поверхностей. Среди них ступени, пандусы, бортовые камни и лестницы. Еще к элементам обустройства относятся:

  • Разные виды покрытий: твердое, мягкое, газонное, комбинированное.
  • Заборы и ограждения (по периметру территории, вокруг спортивных и детских площадок).
  • Осветительное оборудование: функциональное и архитектурное освещение, для организации которого требуются опоры и светильники.
  • Различные некапитальные и нестационарные сооружения.

Устанавливаемое ограждение не должно мешать проходу и проезду, особенно для экстренных служб. Если двор выступает единственно возможным путем прохода к другим домам, то он тоже не должен быть огорожен полностью. Детские площадки могут огораживаться целиком или частично.

Еще одну большую группу элементов благоустройства придомовой территории составляют разные виды площадок. Это не только детские и спортивные городки или комплексы.

На территории двора могут быть площадки для отдыха и досуга, а также для прогулок с животными. Это делает придомовой участок более функциональным и комфортным для проживания разных жильцов.

Чтобы учесть все перечисленные нюансы, закажите разработку проекта благоустройства, где мы отразим его концепцию, стиль и методы воплощения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f2269679c71bf02d5bbe70f/blagoustroistvo-pridomovoi-territorii--chto-vhodit-i-kak-organizovat-5f3f8c79b7d0fb2734fc272a

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Каждый многоквартирный дом имеет закрепленную за ним прилегающую территорию, которая находится в совместном ведении всех жильцов, обязанных обеспечить ее содержание в надлежащем состоянии.

Подробнее о том, что такое придомовая территория, как определить ее границы и ответственных за ее содержание — читайте далее.

Понятие придомовой территории

Законодательством РФ определено, что к общему имуществу в многоквартирном жилом доме относятся участок земли, на котором он располагается, включая элементы благоустройства и озеленения, и иные объекты по обслуживанию и эксплуатации дома (гаражи, внутридворовые автостоянки, спортивные и детские площадки в пределах границ указанного участка).

Каждая часть прилегающей к дому территории, является составной частью всей домовой территории в целом, предполагая тот факт, что никакая ее часть не может передаваться или продаваться жильцу в единоличное пользование.

Разрешается передача территории собственникам недвижимости, но исключительно на безвозмездной основе.

К придомовой территории многоквартирного дома можно отнести следующие объекты:

  • сам участок земли, на котором расположено строение;
  • элементы озеленения (включая деревья, клумбы, газоны, кустарники, цветы и иные композиции ландшафтного дизайна);
  • спортивные и детские сооружения и площадки;
  • трансформаторные подстанции;
  • парковки и коллективные автостоянки;
  • пожарные проезды;
  • иные объекты, необходимые для комфортных условий проживания жильцов.

На основании этих данных управляющими компаниями производится расчет затрат, связанных с благоустройством и уборкой участка. В ситуации, когда необходимые документы не оформлены или оформлены неверно, содержание придомовых территорий берет на себя администрация муниципального образования.

Границы

Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что межевание границ придомовой территории многоквартирных домов проводится до получения разрешительной документации на возведение многоквартирного дома застройщиком.

Поэтому логично, что необходимость в установлении границ участка земли может возникнуть, только в ситуации, когда застройщик нарушает нормы законодательства.

В случае строительства дома раньше 2005 года или неуточнения границ придомовой территории перед процедурой приватизации жилья необходимо провести межевание участка.

Российское законодательство устанавливает ограничения, что участки земли под уже возведенные многоквартирные дома формируются только на основании проекта межевания квартала.

Если такого проекта нет, то жильцы имеют несколько вариантов в таком случае:

  1. дождаться от административных органов муниципального образования добровольной процедуры межевания земельных участков под многоквартирные дома;
  2. обратиться в органы власти с заявлением о необходимости формировании границ участка.

Первый способ, безусловно, является более предпочтительным, так как ожидание действий от администрации может занять довольно длительное время.

Важно уточнить, что действующее нормативные акты не содержат параметры ограничения сроков создания проекта межевания (планировки) квартала. Поэтому для ускорения процедуры собственники могут профинансировать необходимые мероприятия.

Преимущества и недостатки оформления придомовой территории в собственность

К плюсам оформления прилегающей к многоквартирному дому территории в собственность жильцов можно отнести:

  • защита и избавление от фактов незаконного строительства (жилых домов, магазинов и других объектов);
  • возможность получения прибыли с дальнейшим ее расходованием на необходимые меры благоустройства двора и ремонт;
  • бесплатная приватизация земельного участка.

Жильцы многоквартирных домов имеют право использовать прилегающую территорию по своему усмотрению. К примеру, можно оборудовать платную стоянку или парковку, а с владельцев автомобилей можно получать стабильный доход. Также можно разрешить возведение магазина, киоска, парикмахерской и других заведений во дворе и распоряжаться всем вместе получаемой арендной платой.

Минус:

  • ремонт и содержание территории (включая дороги и внутридворовые проезды) теперь осуществляется за счет жильцов.

Пока дороги и придомовая территория находится в собственности муниципальных властей, их ремонтом занимаются они, а их ремонт, к слову, обходится очень не дешево.

Комплекс работ по благоустройству придомовой территории

Перечень работ по благоустройству предусматривается в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, установленных в Постановлении Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ № 170:

  • вывоз и уборка на территории снега, мусора, отвод талых вод;
  • уборка подземных паркингов (при наличии) и мест общего пользования;
  • установка мусорных контейнеров для отходов бытового и пищевого назначения;
  • озеленение территории, включая посадку цветов, декоративных растений, газонов и уход за ними, уборку листвы, скошенной травы и т. д.;
  • возведение, монтаж и ремонт детских, спортивных площадок, а также мест для отдыха граждан; покраска, облицовка, очистка скамеек, ограждений и т. д.;
  • обеспечение необходимого уровня безопасности жильцов (например, посыпание песком тротуаров в период гололедицы, удаление сосулек).

Обозначенный перечень не является исчерпывающим, так как мероприятия по благоустройству придомовой территории планируются и утверждаются собственниками квартир на общем собрании.

Уборка

Правилами и нормами эксплуатации жилого фонда устанавливается, что площадки и проезды между многоквартирными домами убираются управляющими компаниями.

Дороги внутри кварталов убирают специализированные организации. По очередности первостепенной является уборка тротуаров и пешеходных дорожек, а затем дорог.

Озеленение

Озеленение прилегающей территории позволит придать ей гармоничный и более ухоженный вид. При этом данные расходы целиком оплачиваются собственниками.

Поэтому, зачастую озеленением придомовой территории занимаются сами жители на добровольных началах. Исключением является санитарная очистка территории и спиливание аварийных деревьев, которые осуществляется за счет муниципальных властей.

Ограждение

В своем большинстве вопрос необходимости ограждения прилегающей к дому территории является очень болезненным в отношении принятия решения.

И законодательством не запрещается ограждать участок около дома, но не стоит забывать о следующих ограничениях:

  • запрещено закрывать доступ к работе компании, обслуживающей инженерные коммуникации;
  • должен быть обеспечен свободный проезд для пожарной и скорой помощи, беспрепятственный проход и проезд жителям соседних домов;
  • выезд и въезд должны регулироваться и быть доступными в любое время суток.

Если загородить территорию без получения каких-либо разрешений или с допущением нарушений, то скорее всего по решению соответствующих органов такое ограждение может быть снесено в силу своей незаконности.

Парковка

Решением собрания жильцов можно установить ограничение на парковку чужих автомобилей на своей придомовой территории.

Такое ограничение не касается транспорта аварийных и экстренных служб.

При организации парковки на земельном участке около дома необходимо четко соблюдать нормы в отношении защитных и санитарных — расстояние от места парковки автомобилей до фасадов и стен домов должно быть больше 10 м (для небольшой парковки до 10-ти машино-мест). Если же паркинг планируется значительно больше, то и требования к нему будут намного серьезнее.

В процессе содержания и благоустройства прилегающей к дому территории могут возникать разнообразные вопросы: от необходимости контроля за качеством предоставляемых услуг управляющей компанией до замены или ремонта изношенных элементов детских площадок, сдачи в аренду части территории и другое.

Решение всех обозначенных и иных вопросов принимается большинством на общем собрании владельцев жилых помещений, в противном случае принятое решение может быть признано незаконным и оспорено.

Управление придомовой территорией дома жильцы могут доверить ТСЖ, управляющей компании или же заниматься им самостоятельно (в лице домового комитета).

Вопросы благоустройства придомовой территории многоквартирных домов решаются собственниками квартир самостоятельно. Поэтому в их интересах обеспечение эффективного управления всеми процессами, связанными с облагораживанием земельного участка, содержанием и ремонтов всех расположенных на нем объектов, а также грамотное распределение финансовых средств и жесткий контроль над их расходованием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/blagoustrojstvo-pridomovoj-territorii.html

Благоустройство придомовой территории мкд: что входит, законы и обязанности

Закон о благоустройстве придомовой территории многоквартирного дома

Последние изменения: Январь 2020

Если дом многоквартирный, собственник квартиры вместе с квадратными метрами жилой площади обретает ответственность за содержание в исправном состоянии общего имущества, используемого всеми жильцами, включая благоустройство придомовой территории. Каждый домовладелец желает, чтобы его недвижимость была благоустроена, оборудована необходимыми парковочными местами, площадками, местами для досуга.

Чтобы выполнить обязательства и реализовать свои права по распоряжению общим имуществом в полной мере, собственник квартиры в МКД должен разобраться, что конкретно должно быть выполнено в отношении прилегающей к дому территории.

Нормативная база

Для определения границ придомовой территории обращаются в комитет по землеустройству и к градостроительной документации. Передача земель в пользование собственников недвижимости допускается, если владельцы занимаются ее благоустройством и содержанием.

Пространство около здания многоэтажки подлежит бесплатной приватизации на основании созданного по решению собственников объединения.

После проведения этой процедуры организуют уход, содержание придомовой территории с учетом личных пожеланий, намерений граждан и в рамках допустимых по законам РФ мероприятий.

Придомовая территория, на которой расположено жилое здание, имеет свои границы и относится к общей собственности, если она числится в базе кадастрового учета не позднее 01.03.2005 года. Граждане, владеющие квартирами в таком доме, вправе принимать решения относительно этой собственности вместе с территорией, на которой расположен дом.

В вопросах распоряжения и использования пространством, на котором расположена многоквартирная постройка, руководствуются общими нормами российского законодательства:

  • Конституцией России в отношении прав граждан на безопасную экологию.
  • ЖК РФ, регулирующим правила эксплуатации земли в общей собственности. Ст.

    36 жилищного законодательства закрепляется общее право собственности жильцов на участок около дома и последующую ответственность, связанную с поддержанием земли в надлежащем порядке.

  • Земельный и Градостроительный Кодексы регламентируют правила выделения территории придомового пространства.

  • Налоговым Кодексом при определении налоговых вопросов в отношении собственности.
  • Законом №78-ФЗ, действующим с июня 2001 года, по вопросам межевания наделов земли.
  • Законом №221-ФЗ, утвержденным в июле 2007 года, раскрывающим особенности приватизации участков и их постановке на кадастровый учет.
  • ПП РФ №491 от 13.08.

    2006 года определено, что вместе с правом на общее имущество собственники обязаны организовать уход за насаждениями, объектами озеленения.

Помимо общефедеральных норм собственники МКД руководствуются регламентами, касающимися видов деятельности в отношении благоустройства и распоряжения недвижимостью такого рода.

Чьей собственностью является участок около дома

Каждый человек, купивший квартиру в большом доме, владеет не только жилыми метрами в пределах своего объекта недвижимости, но и остальной территорией земли, где возведено жилое здание.

Если появилась потребность уточнить закрепление этого вида собственности за кем-либо из собственников, обращаются в компанию, обслуживающую этот дом, либо подают запрос в Кадастровую Палату, МФЦ или ТСЖ.

При отнесении пространства около дома к муниципальному фонду, использование площади организовано через договор, в котором будут отражены права и полномочия собственников квартир в отношении этой земли, включая вопросы о возможной аренде.

Если территория вошла в долевую собственность и принадлежит всем собственникам помещений в МКД, никаких несогласованных действий по распоряжению такой землей не произойдет, пока сами владельцы не выразят свое согласие в письменной виде. Возведение магазина у дома, обустройство парковки, любого иного сооружения требует разрешения от жильцов.

Если территорией вокруг жилого здания владеют собственники помещений, вопросы по благоустройству входят в их компетенцию. Путем принятия общих решений жильцы благоустраивают участок, организовав следующие действия:
  1. Обустройство игровых площадок для детей с песочницами, качелями и т.д.
  2. Поддержание в исправном состоянии тротуаров вокруг дома.
  3. Уход за газонами и создание привлекательного вида участка, прилегающего к МКД.
  4. Уборка дворов, листвы.
  5. Уход за цветами, кустарниками, любыми насаждениями в пределах земли.

Получение прав на распоряжение общей собственностью наделяет ответственностью за уход и поддержание порядка в пределах обозначенной на плане территории. Несоблюдение установленных правил и отказ от мероприятий по благоустройству грозит привлечением к административной ответственности.

Таким образом, получив права на прилегающее к дому пространство, граждане обязаны содействовать организации ухода за ним. Со стороны муниципалитетов оказывается поддержка в виде возведения необходимых объектов и высадки насаждений.

Чтобы наладить процесс обслуживания, жильцам необходимо заключить договор с организацией, обслуживающей дом, на проведение необходимых мероприятий.

В список поручаемых дел входят любые необходимые действия, за которые несет ответственность собственник (уход за клумбами, ремонт детской площадки, ограждения и т.д.)

Самостоятельные работы сами граждане вести не обязаны, поэтому на общем собрании жильцы принимают решение о том, каким образом будет организован уход за выделенным пространством. Действия по благоустройству доверяют:

  • УК, к которой прикреплен дом на обслуживание;
  • ТСЖ.

Источник финансирования

Вслед за полученными обязательствами, жильцы сталкиваются с вопросом финансирования деятельности, связанной с обслуживанием и уходом за территорией. Как считает Верховный суд РФ, если придомовая территория отошла в пользу собственников квартир в многоквартирном доме и числится в общей собственности по кадастровому учету, оплату за проводимые мероприятия должны нести именно жильцы.

Это утверждение содержится и в нормах жилищного законодательства, поскольку ЖК РФ определяет обязанность по содержанию общего имущества на самих собственников.

ЖК РФ Статья 39. общего имущества в многоквартирном доме

ЖК РФ Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Исходя из этих положений, владельцы квартир, владеющие придомовой территорией, несут расходы на благоустройство, а при передаче объекта на обслуживание в управляющую компанию должны вносить плату по квитанции за проведение мероприятий.

Особые вопросы

В положениях закона говорится о придомовых территориях и общедомовой собственности, поставленной на кадастровый учет после 2005 года. Дома, возведенные в более ранний период, остались вне поля зрения.

Если год возведения строительного жилого объекта приходится на период до 2005 года, земля остается в ведении муниципалитета, однако придомовая территория считается совместной собственностью всех владельцев помещений МКД.

По указанию Арбитражного суда, отсутствие сведений о сформированном придомовом участке не служит поводом для отказа в оплате услуг управляющей компании, поэтому выставление счетов на проводимые мероприятия считается законным.

За что несут ответственность собственники в МКД

Список дел, за которые отвечают владельцы квартир, обширен и зависит от конкретной ситуации и особенностей дома или территории. В перечень общих дел, как правило, входят следующие мероприятия:

  • Покраска, ремонт скамеек, площадок для детей, иных объектов.
  • Установка мусорных контейнеров и уборка мусора.
  • Очистка от льда, снега.

  • Избавление от воды, накопившейся при выпадении осадков.
  • Возведение площадок и последующее поддержание их в исправном состоянии.
  • Высадка насаждений.

  • Оборудование парковочных мест, стоянки для авто жильцов дома.

Если мероприятия поручено производить управляющей компании, собственники следят за соблюдением правил:

  1. Нельзя расширять и обустраивать парковку в ущерб зеленым насаждениям.
  2. Контейнеры для бытовых отходов располагают на устойчивой поверхности в специальных местах.
  3. Автомойки, автосервисы, торговые точки, места общественного питания должны быть вынесены за пределы придомовой территории.
  4. Не допускается возведение производственных объектов, платных стоянок в пределах двора МКД.

При установке ограждений необходимо помнить о максимальной высоте – не более 0,6 метра. При возведении ограды учитывают, что она не должна препятствовать парковке жильцов из домов, расположенных по соседству, и проезду машин из экстренных служб.

Не каждое желание жильцов может быть выполнено при организации пространства, прилегающего к зданию. Согласно строительным нормам, допустимо устанавливать:

  • тротуары для пешеходов;
  • клумбы;
  • озеленение и высадку насаждений;
  • спортивные и игровые площадки;
  • хозяйственные строения;
  • места для выгула собак, домашних питомцев.

Все нормы, касающиеся строительства и эксплуатации объектов в пределах прилегающей к дому территории, отражены в СНИПах. (Свод правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (утв.

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 августа 2016 г. N 590/пр) (Докипедия: Свод правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (утв.

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 августа 2016 г. N 590/пр))

Размер участка напрямую зависит от количества этажей, квартир в здании, год сдачи строения в эксплуатацию.

Даже передав на обслуживание территорию, зона ответственности жильцов не уменьшается. В их полномочия входит наблюдение и контроль за соблюдением правил и порядка пользования общим имуществом.

Федеральные программы по благоустройству придомовых территорий

Понимая сложность организации самостоятельного контроля за общей площадью около многоквартирных зданий, государством разработан ряд программ, нацеленных на благоустройство дворов российских домов. С 2016 года запущена программа под названием «Наш двор».

Государство выделяет средства на проведение работ, а за целевым использованием выделенных 20 миллиардов организован общественный контроль.

Программа состоит из 2 частей:

  1. Обязательной, когда участники программы за счет государства ремонтируют и обустраивают проезды для автомобилей, устанавливают скамейки, урны, организуют уличное освещение.
  2. Дополнительной, связанной с возведением спортплощадок, игровых зон, парковок, заборов, высадкой зеленых насаждений, если сами граждане будут принимать участие в работе и вложат 3% от всех запланированных расходов из собственного кармана.

У программы есть сторонники и недовольные. Спорные моменты связаны с организацией контроля за исполнением мероприятий. Приходится учитывать, что отказ от обслуживания и обустройства территории может повлечь ее переводу из общедомовой собственности в муниципальную, когда администрация будет самостоятельно решать, каким образом распоряжаться прилегающим участком.

Действие программы рассчитано на 5-летний срок, и предполагается, что в этот период будет решена проблема благоустройства дворов большинства многоквартирных домов в России.

Последствия уклонения от ответственности за придомовой участок

Отказ от исполнения обязанностей по поддержанию двора в надлежащем виде влечет за собой риск перехода земель муниципалитетам.

Нарушение норм и ограничений при исполнении обязательств также может повлечь неприятности для жильцов:

  • При порче имущества, нанесении вреда зеленым насаждениям, дорожному покрытию, уличному освещению виновное лицо привлекается к административной ответственности и обязано устранить нанесенный вред материально.

  • Штраф для нарушителей из числа физлиц составляет дополнительно около 3 тысяч рублей.
  • Штраф юрлица или ИП может достигать 600 тысяч рублей.
  • При повторных нарушениях суммы штрафов увеличиваются до 5 тысяч рублей и 1 миллиона рублей для физлиц и организаций соответственно.

Наличие прав на общедомовое имущество, включая прилегающую к зданию территорию, налагает ряд обязательств, включая материальные расходы для жильцов.

Получая в распоряжение собственный двор и землю вокруг многоквартирного дома, жильцы смогут контролировать и обеспечивать приоритет собственных интересов при возведении различных объектов и проведении работ по благоустройству.

Однако, принимая в распоряжение эту территорию, собственникам жилья придется нести ответственность за ее надлежащее содержание и организовывать мероприятия по ее улучшению.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zhkh/blagoustroystvo-pridomovoy-territorii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.