Доля государственной муниципальной собственности

Государственная и муниципальная собственность

Доля государственной муниципальной собственности

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъек­тов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. Таким об­разом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФявляется:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления.

Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица.

Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой.

Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой.

Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю.

Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муници­пального унитарного предприятия в определенных пределах.

Собственник такого имущества решает вопросы создания, ре­организации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранно­стью имущества.

Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности на закрепленное за ними имущество. Имущество уни­тарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руково­дитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномочен­ный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государ­ственным органом или органом местного самоуправления, кото­рый утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оп­лате собственником на момент регистрации унитарного пред­приятия. Предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного капита­ла размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов стано­вится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного испол­нения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его дея­тельности, осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имущест­ва. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику.

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйствен­ное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограниче­ния на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприяти­ем, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Фе­дерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Ре­организация или ликвидация казенного предприятия осуществ­ляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуще­ством только с согласия собственника. Собственник может вы­делять финансовые ресурсы для приобретения казенным пред­приятием имущества, которое также не может быть впоследст­вии отчуждено без согласия собственника.

Собственник опреде­ляет порядок распределения доходов.

Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связан­ные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с пла­ном-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государствен­ных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Мин­фином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирова­ние цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, уста­навливаемым уполномоченным органом.

Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа.

Про­дукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоя­тельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюд­жета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подго­товке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осущест­вляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг.

При их недостаточности предприятию выделяются средства из фе­дерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюд­жета принимается Правительством РФ по представлению Минэко­номики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа.

Выделение предприятию бюджет­ных средств производится только после представления уполномочен­ным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произве­денной в соответствии с планом-заказом и в результате разре­шенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной дея­тельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также соци­альное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направ­ления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному орга­ну отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ас­сигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполне­ние уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоя­тельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имущест­вом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользо­вание, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия мини­мизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Источник: https://studopedia.su/1_24346_gosudarstvennaya-i-munitsipalnaya-sobstvennost.html

Муниципальная собственность – что это такое?

Доля государственной муниципальной собственности

в журнале “Председатель ТСЖ” №2 (76)2014

ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТСЖ К МЕСТНОМУ самоУПРАВЛЕНИЮ, ДАЛЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

ЧАСТЬ 2 (начало в №1, 2014)

Для собственников помещений в МКД сегодня уже понятно, что такое их общее имущество или общая долевая собственность в их МКД.

Когда границы земельного участка определены, определены все составляющие общего имущества в МКД, каждый собственник помещения в МКД становится собственником доли в праве на единое право на общее имущество всех собственников МКД.

Доля в праве на общее имущество в МКД – это то же самое, что и доля в праве на все муниципальное имущество для жителей в муниципальном образовании, только количество этого имущества и количество его собственников увеличивается.

Для «нанимателей» государственных квартир понятие «общая долевая собственность» – трудно понимаемая сущность. Но, в отличие от МКД, где право распоряжаться общим имуществом принадлежат только собственникам помещений, в МО право собственности на все муниципальное имущество (в их МО) принадлежит всем и каждому жителю данного МО!

Муниципальные права и обязанности- это не только участие в расходах на поддержание комфортного проживания в своем МО. Это и участие в получении доходов, превышающих необходимые расходы МО, причем, в виде получения уже не в муниципальный бюджет, а на свой лицевой счет каждым жителем МО!   Но, не будем забегать вперед и рассмотрим вопрос о том, что же это такое – муниципальная собственность.

Муниципальная собственность – что это такое?  

Как для государства его основой является определенная территория, которой управляет носитель суверенитета народ, так и для МО основой является его территория, которой управляет носитель муниципального суверенитета, которым являются жители МО.

После того, как, в соответствии с законом, территория МСУ определена и МО утверждено органом государственной власти, возникают и становятся обязательными в границах МО все права жителей на местное самоуправление.

В соответствии со ст. 49 ФЗ № 131, «1.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 2.Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

В соответствии с пп.15 п.2 ст.

50 ФЗ № 131, «в собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилого фонда; имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития на территории поселений массовой физической культуры и спорта; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения…».

В соответствии с пп.14 п.3 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности муниципальных районов могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами…».

В соответствии с п.4 ФЗ № 131, «в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи».

Очевидно и неоспоримо, что право жителей конкретного МО на местное самоуправление непосредственно либо через выборные органы МСУ может осуществляться только на территории конкретного МО. То есть речь идет о том, что МСУ прочно связано с муниципальной территорией, муниципальным земельным участком данного МО.

Право на муниципальный земельный участок возникает у муниципального образования в результате перехода права государственной собственности в муниципальную собственность в границах, определенных органом государственной власти.

В Москве – это переход права на земельный участок муниципального образования из государственной собственности г. Москва в муниципальную собственность каждого конкретного муниципального округа, поселения, городского округа.

А теперь рассмотрим вопрос № 1 в муниципальном или местном самоуправлении. Находятся ли сегодня земельные участки муниципальных образований в Москве, на территории которых муниципальная власть, а это непосредственное управление жителей МО или собрания муниципальных депутатов как представителей жителей, в муниципальной собственности конкретных муниципальных округов?

Чтобы понять требования закона, определяющие условия возникновения гражданских прав, обратимся к Гражданскому кодексу РФ ( далее ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.

8 ГК РФ, «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностями возникают:

2)из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

4)в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

9)вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий».

В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ, «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом».

В соответствии с п.1 ст.

131 ГК РФ, «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

Таким образом, возникновение прав на земельный участок, в границах которого расположено МО, обусловлено законом только через государственную регистрацию прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Кто заинтересован в государственной регистрации муниципальной территории муниципального образования? – В первую очередь, жители МО, поскольку переход земельного участка из государственной собственности в муниципальную, означает появление у муниципальных жителей огромных муниципальных прав, о которых они не могли даже мечтать, пока не было создано МО.

Во вторую очередь, депутаты муниципального собрания, поскольку они становятся полноценной муниципальной властью только в результате государственной регистрации муниципального права на земельную территорию МО.

До этого государственного акта регистрации, муниципальные депутаты, по сути, не имеют собственных муниципальных полномочий, а лишь исполняют на возмездной основе разные малосущественные работы, где заказчиком является государственный чиновник. Это так называемые «переданные полномочия», которые государственными чиновниками передаются для исполнения муниципальной властью.

При этом, муниципальные депутаты даже оплату как наемные рабочие за выполненные работы не получают. Почему? – Да потому, что у них нет никакого реального местного самоуправления!

            Что делать? Как наполнить деятельность муниципального собрания депутатов полномочиями муниципального самоуправления?

            Ответ однозначный – как первый шаг, провести межевание муниципальной территории МО с определением точек координат («х» и «у») и получением кадастрового паспорта земельного участка конкретного МО, и, как второй шаг, произвести его государственную регистрацию в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Московский Клуб муниципальных депутатов начал работу Школы муниципальных депутатов, где в форме лекций и круглых столов для муниципальных депутатов и муниципальных жителей, излагается суть местного самоуправления, права и обязанности муниципальной власти.

В учебном процессе подробно излагается и разбирается пошагово система мер по осуществлению задачи получения кадастрового паспорта земельного участка территории МО.

Муниципальным образованиям предоставляется помощь по юридическому сопровождению проведения межевания муниципальных территорий МО в Москве.

Лекции, проходящие в Школе муниципальных депутатов, записываются на видео и могут использоваться как учебное пособие муниципальными депутатами по всей России. Возможно дистанционное обучение муниципальных депутатов других регионов России.

            Самыми активными слушателями Школы муниципальных депутатов должны быть и собственники помещений в МКД и председатели ТСЖ. Сегодня собственники общего имущества МКД в Москве бьются с государственными чиновниками, пытаясь защитить границы своих земельных участков в составе общего имущества МКД. Сплошь и рядом без всякой надежды на успех в защите своих законных прав.

Собственникам помещений в МКД и в голову не приходит задаться вопросом: Почему им приходиться «выпрашивать» свои права на земельные участки, составляющие дворы их МКД, у государственных чиновников? Почему земельные участки в их МО находятся в государственной, а не в муниципальной собственности? Ведь, если бы это уже была муниципальная земля, то вопросы межевания земельных участков их МКД решало бы собрание муниципальных депутатов, которых избирают жители данного МО. Муниципальные депутаты будут соблюдать и закон и права своих избирателей, иначе их полномочия отзовут, либо их больше не выберут. Вопрос межевания на муниципальной земле решался бы путем учета всех пожеланий муниципальных жителей за столом, где присутствовали бы представителями МКД (они же избиратели муниципальных депутатов) и муниципальные депутаты как местная власть.

А кто избирал государственного чиновника? – Никто! Его назначил его начальник, вместе с которым он жульническим путем захватывает части общего имущества собственников помещений МКД. Что значат для государственного чиновника права избирателей? – Думаю, что над этим вопросом уже следует подумать самому жителю МО.    

(в следующем номере мы рассмотрим вопрос о том, что входит в состав муниципальных прав)

Владимир Хомяков, автор философского учения Долевизм

Материалы по теме

  • Хомяков
  • самоуправление
  • МСУ
  • ТСЖ
  • местное самоуправление
  • ТОС
  • власть

Источник: https://pr-tsj.ru/index.php/2011-12-15-14-53-13/194-vladimir-khomyakov/1647-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%E2%80%93-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Много или мало государства в отечественной экономике?

Доля государственной муниципальной собственности

Авторы: Степан Степанович Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Этот год вновь начался с массированной атаки государственных органов на проблему государственной собственности.

Во-первых, правительство уже приняло новый план приватизации на 2017-2019 гг., согласно которому планируется приватизировать около 500 акционерных обществ, около 300 унитарных предприятий и более 1 тыс. других объектов государственного имущества.

Во-вторых, 8 февраля появилась информация, что Федеральная антимонопольная служба предложила президенту снизить присутствие государства в экономике, назвав государство главной угрозой конкуренции.

В качестве метода решения проблемы приводится сокращение рыночной доли государственных и муниципальных компаний и запрет госкомпаниям и ГУПам приобретать новые активы — и напрямую, и через «дочек». ФАС также предлагает с 1 февраля 2018 года ликвидировать унитарные предприятия.

Вопрос о том, сколько сейчас государства в экономике и какой уровень приемлем, спорный. На эту тему традиционно поднимается дискуссия в либеральных и нелиберальных кругах.

Кудрин, например, считает, что доля государства составляет около 70% и настаивает на необходимости «уйти от регулирования во многих сферах постепенно через плановые программы, но уйти в течение ближайших 10 лет из целого ряда сфер.

В том числе в рамках государственной исключительности на отдельные объекты добычи, инфраструктуры надо уходить».

Нелиберальный советник Путина по экономическим вопросам С.

Глазьев предупредил о рисках приватизации и отметил, что потрясающий результат в экономике возможен лишь там, «где стратегическое планирование сочетается с рыночной самоорганизацией, где индикативное планирование государства сочетается с частным предпринимательством, где государственная собственность на объекты инфраструктуры позволяет государству через государственные капитальные вложения создавать благоприятные условия для развития частной предпринимательской энергии и инициативы».

В Центре Сулакшина множество наработок, в которых обоснованы целесообразность присутствия государства в стратегических отраслях и недопустимость частного собственника в них, а также важность того, чтобы национальные ресурсы были народным достоянием, а не собственностью узкой олигархической кучки. Маховик приватизации бесконечен. Ежегодно государство использует его для латания дыр. В прошлом году крупнейшей приватизационной сделкой стала продажи доли Роснефти зарубежному акционеру. В этом году в плане приватизации значатся банк ВТБ, «Совкомфлот», Новороссийский морской торговый флот. Но все же, действительно ли государство настолько вездесуще и так подавляет экономику страны? Здесь следует оговориться, что разведем вопрос государственной собственности и государственного рэкета, осуществляемого силами ФСБ.

Еще в 2014 году Путин говорил об этой ситуации, публично признавая, что силовики «прессуют и отбирают» бизнес. Здесь же речь непосредственно о государственном влиянии на экономику через активы.

Проанализируем статистические данные, чтобы ответить на вопрос, сколько реально государства осталось в экономике.

ОЦЕНКА ПО ЧИСЛУ ОРГАНИЗАЦИЙ

Число предприятий государственной и муниципальной собственности в сравнении с 2000-м годом сократилось на 40 тыс. организаций и 5 тысяч соответственно (рис. 1).

При этом какое-то время был рост численности муниципальных предприятий, возможно дело было в их дроблении или передаче собственности из федерального уровня муниципалитетам.

В процентном соотношении численность государственных предприятий сократилась на 26,5%, муниципальных — на 2,3%.

Рис. 1. Число организаций по формам собственности (по данным Росстата)

В процентном отношении суммарная доля государственной и муниципальной собственности сократилась с 11% в 2000 году до 6,4%. Но к этому можно добавить и еще один статистический параметр — смешанную собственность, к которой Росстат причисляет госкорпорации.

При этом не только сократилось число предприятий государственной и муниципальной собственности, но и выросло число частных предприятий, доля которых в 2015 году составила 86,8% (рис. 2). При таком уровне частной собственности странно рассуждать о 70% государственном участии, о котором говорил Кудрин. Хотя понять о чем он говорил — трудно.

Некий контроль государства в экономике? Что за контроль? В чем его измерять? Но это вопрос скорее к уровню грамотности на соответствующем уровне.

Рис. 2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (по данным Росстата)

Но и на основе одного этого параметра делать вывод о присутствии государства в экономике рано, поскольку даже на небольшое число государственных предприятий может приходиться львиный объем производства.

ОЦЕНКА ПО ОБЪЕМУ РАБОТ И УСЛУГ

Более уточненные данные дает параметр объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по формам собственности за 2015 год. Здесь картина существенно разнится по отраслям.

Сектор добычи полезных ископаемых наиболее приватизированный. В нем доля частной собственности составляет 68% плюс доля, приходящаяся на сектор с участием иностранного капитала — 19% (рис. 3).

На долю государственной и муниципальной собственности по объему производства приходится 0,1%, хотя есть еще один статистический параметр — смешанная собственность, под которой понимается «имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности». То есть в эту категорию попадают госкорпорации и другие предприятия с долей государственного или муниципального участия. С таким подходом, государство имеет отношение к 12,9% выпускаемой продукции в секторе добычи полезных ископаемых. Согласитесь, более чем скромные параметры, тем более когда речь идет о природных ресурсах страны.

Рис. 3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненные работ и услуг собственными силами по формам собственности за 2015 год (по данным Росстата)

Государственное участие в наибольшей степени прослеживается в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Того самого, на приватизации которого уже давно настаивает Чубайс. В этом секторе на долю компаний с участием государства и муниципалитетов приходится около 42,8% (включая смешанную), иностранное участие при этом минимально — 12,4%.

Вероятно, что в отрасли грядут самые разительные перемены в будущем, когда государство окончательно убедится в том, что с российским народом можно делать все что угодно, он все перетерпит. Тогда и придет решение приватизировать этот сектор, что неминуемо приведет к росту тарифов и оплаты ЖКХ, и без того составляющих существенную статью расходов россиян.

Что касается отрасли обрабатывающей промышленности, то здесь заметно присутствие, нет, отнюдь не российского государства, а иностранного капитала — 24,9%, то есть почти четверть товаров имеет отношение к иностранному капиталу. Однако, это не всегда исключительно иностранное участие, это также и офшоризация российского бизнеса. На рис.

 4 представлена более детальная отраслевая разбивка.

Согласно статистике самым «государственным» сектором является отрасль «сбор, очистка и распределение воды» (только государственная и муниципальная составляет 60,8%, а вместе со смешанной — 67,6%).

Заметно участие государства через смешанную форму собственности в таких секторах, как производство кокса и нефтепродуктов, производство электроэнергии, газа и воды.

Но в целом и тут можно видеть, что частная собственность почти во всех отраслях превышает 50%, а если к этому прибавить и иностранную собственность, то этот показатель достигает по отдельным отраслям 97%.

Рис. 4. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненные работ и услуг собственными силами по формам собственности за 2015 год (по данным Росстата)

Это доказывает тот факт, что участие государства в экономическом управлении через собственность сведено к минимуму. И 70% «по Кудрину» явно далеки от реальности. Проще сказать выдумка, идеологический наезд.

ОЦЕНКА ПО ЧИСЛУ ЗАНЯТЫХ

Если рассматривать степень огосударствления через количество занятых по формам собственности, то к 2015 году на государственный сектор трудилось всего около трети занятых — 33,1% (27,2% на государственных и муниципальных предприятиях, 5,9% — смешанная форма), хотя в 1990 году этот показатель составлял 86,6% (рис. 5).

Рис. 5. Численность занятых в экономике по формам собственности, 2015 г. (по данным Росстата)

И это количество последовательно падает. В путинское время оно снижено на 26%. Это, безусловно, стратегия. Треть занятых в секторе, который производит 19,6% продукции в стране, — это характеристики государственного сектора. И они абсолютно далеки от 70%, далеки от представления, что наша экономика является чрезмерно огосударствленной.

ОЦЕНКА ПО ОСНОВНЫМ ФОНДАМ

Такой показатель как основные фонды является составной частью национального богатства. Так выходит, что в 1990 году государству принадлежало 91% этого национального богатства, а в 2015 году уже только 18% (рис. 6)! Российское государство — как бы лишенец, его действительно отлучают от контроля национального богатства.

Рис. 6. Основные фонды по формам собственности, 2015 г. (по данным Росстата)

И вновь, видно, что в путинский период либеральная догма неукоснительно действует.

По всей видимости, сохранение 18% обосновано изношенностью основных фондов, которые не всегда готов приобретать коммерческий сектор. Как показано на рис.

 7, государство, в отличие от частного сектора, не спешило наращивать инвестиции в основной капитал, в то время как частный сектор увеличил объемы и соответственно долю финансирования.

Рис. 7. Инвестиции в основной капитал по формам собственности

Однако, если отнести долю объема инвестиций (в их общем портфеле) к доле собственности (по основным фондам), то получится следующее.

Это показатель инвестиционной обеспеченности основных фондов, показатель развития, обновления, прогресса? Кто более прогрессивен и ответственен? Клятое либералами государство или частный собственник? Верна ли догма либералов, что частный собственник всегда эффективнее государства? Что частный собственник не рвач, но стратег? Что он более социально ответственен и государство нужно устранять и все, и вся приватизировать?

Инвестиции в основные фонды это, пожалуй, самый важный показатель с точки зрения стимулирования и обеспечения экономического развития. Он отвечает за прирост производства, за его инновационное обновление, за конкурентоспособность, за условия и безопасность труда, за прогресс.

Итак, как соотносится эта характеристика для частного собственника в России и государства, как собственника?

Для частного собственника этот показатель равен 0,73. Для государства 0,91. В 1,24 раза государство более ответственный и прогрессивный собственник. И после этого правительство, Путин и все его кудрины продолжают призывать к приватизации? Раньше такое называлось вредительством.

В целом, проведенное объективное сопоставление, с четким ответом что именно оценивается и сравнивается, показало, и однозначно, следующее.

По всем, при этом разносторонним, оценкам «участие» государства в экономике находится в границах 30%, и ежегодно это величина сокращается по мере приватизации государственной собственности. Никаких кудринских 70% и близко нет. Государство по факту заметно более ответственно, чем частник, и не приватизировать собственность нужно.

А национализировать и консолидировать в руках ответственного хозяина. Никаких объективных показаний для дальнейшей приватизации нет. Политически дальнейшее разгосударствление России означает только одно — наше государство ослабляют. Урезают его суверенность, урезают его бюджет, способность социальных гарантий, обеспечения безопасности и национальных интересов.

Принципиально такая политика совпадает с планами американской стратегии по геополитическому уничтожению России.

Почему это делает Путин и его политическая команда? Неграмотность и догматизм? Доминирование реальной пятой колонны с Путиным на острие проведения подобной политики? Несуверенность, дошедшая до национального предательства? Размен интересов страны на личные корыстные интересы? Завербованность и внешний шантаж?

Как еще объяснить уже многодесятилетнюю самоубийственную политику российских либеральных властей?

Политика устранения государства из всех сфер жизнеустройства, собственно сокращения российской государственности, ставит в повестку дня закономерный вопрос — зачем народу такая власть, которая не защищает ни его, ни его Родину? Не приходит ли историческая потребность для страны менять идеологию, власть и олицетворяющие ее персоны? Иначе… Даже думать, помня 1991 год, страшно об этом иначе…

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Итоги 2016 года

Росстат подвел итоги года

Экономика России 2017 года

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)

Источник: http://rusrand.ru/analytics/mnogo-ili-malo-gosudarstva-v-otechestvennoy-ekonomike

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Доля государственной муниципальной собственности

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.