Договор с исполнителем коммунальных услуг

Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата

Договор с исполнителем коммунальных услуг

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

в) водоотведение;

г) электроснабжение;

д) газоснабжение;

е) отопление.

Необходимо отметить, чтообязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, – также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

е) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва и т.п.

Потребитель обязан:

а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:

а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;

б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами;

г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и т.п.

Информация, изложенная в данной памятке, является основой, которую должен знать каждый потребитель коммунальных услуг.

Она необходима для того, чтобы каждый потребитель знал, исполнение каких обязанностей он вправе требовать от исполнителя, оказывающего коммунальную услугу, о том, на основании чего возникают отношения по оказанию коммунальных услуг, и какие виды договоров различают. А также то, какую информацию должен получать потребитель в каждой квитанции, во избежание оплаты лишних денежных средств.

Источник: http://73.rospotrebnadzor.ru/content/114/36891/

Договор на оплату услуг коммунальных услуг

Договор с исполнителем коммунальных услуг

Коммунальные услуги предоставляются людям для улучшения качества жизни.

Их оказывают управляющие компании, которые могут выступать как в качестве прямого исполнителя, так и посредника между человеком и ресурсообеспечивающей организацией. Услуги оказываются на возмездной основе. То есть пользователь должен вносить определенную оплату.

Денежные средства перечисляются с определенной законодательством периодичностью. Для оказания услуг заключается агентский договор на оказание коммунальных услуг между управляющей компанией и ресурсообеспечивающей организацией.

Именно он является основанием для заключения сделки.

Правовое регулирование

Заключение договора на оказание услуг такого характера регулируется Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Указанный нормативный акт устанавливает порядок заключения договора, его содержание, срок действия, процедуру исполнения.

Он также раскрывает значение основных понятий, используемых в сделке такого характера: внутридомовые инженерные системы, внутриквартирное оборудование, домовладение, индивидуальный прибор учета, исполнитель, коллективный (общедомовый) счетчик, коммунальные услуги, коммунальные ресурсы, комнатный прибор учета электрической энергии, нежилое помещение в многоквартирном доме, норматив потребления, общий (квартирный) прибор учета, потребитель, распределитель, ресурсоснабжающая организация, централизованные сети инженерно-технического обеспечения, степень благоустройства.

Следует отметить, что при этом необходимо соблюдать также правила, определенные Гражданским и Жилищным кодексом РФ.

Также вопросы договорных отношений такого характера затрагивает Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Правила предоставления услуг

Услуги ЖКХ могут быть предоставлены пользователю с момента получения последним такого права. Он возникает при получении статуса собственника, члена ЖСК, который предоставил помещение, нанимателя, арендатора. Виды предоставляемых услуг определяются исходя из степени благоустройства многоквартирного массива или домовладения.

Объем рассчитывается исходя из потребностей пользователя, в пределах технических возможностей инженерных систем. Обеспечение должно быть круглосуточным. Хотя законом допускаются определенные перерывы. Качество услуг должно соответствовать требованиям технических норм. Также все инженерные системы должны работать бесперебойно.

Виды коммунальных услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, пользователю предоставляются следующие виды услуг коммунального характера:

  1. Холодное водоснабжение. Сюда входит обеспечение питьем. То есть подача воды в жилые и технические помещения, включенные в общий объем имущества, а также в колонку, если массив не обеспечен внутренними инженерными системами.
  2. Горячее водоснабжение. Оно используется для гигиенических целей.
  3. Отведение воды. Это касается канализационной системы.
  4. Подача электрической энергии.
  5. Газоснабжение.
  6. Отопление.
  7. Сбор, перевозка, утилизация и обезвреживание бытовых отходов.

Более детально виды предоставляемых услуг коммунального характера находят свое отражение в заключаемом договоре.

Предмет договора

Любой договор должен содержать в себе раздел, касающийся его предмета, то есть объекта сделки.

В данном случае в качестве такового выступает процесс оказания услуг. То есть одна сторона обязуется их предоставить, а вторая принять, выполнять пользование ими и оплачивать. При этом вид услуг может и не фигурировать в данном разделе. Оформление такого перечня допускается в виде отдельного документа, который будет являться неотъемлемой частью договора.

Стороны

Сторонами договора по оказанию коммунальных услуг выступают исполнитель и потребитель. В качестве первого выступает юридическое лицо, которое является прямым поставщиком либо посредником, работающим с ресурсообеспечивающей организацией. Потребитель — это собственник, арендатор, наниматель жилья либо уполномоченное им лицо.

Права и обязанности

Исполнитель по договору берет на себя следующие обязательства:

  1. Предоставление потребителю услуг в объеме и качестве, определенном условиями сделки.
  2. Заключение договоров с ресурсообеспечивающими организациями.
  3. Техническое обслуживание инженерных систем. В данном случае допускается привлечение третьих лиц на условия договора.
  4. Расчет и корректировка оплаты за предоставляемые услуги.
  5. В случае обращения потребителя, проведение проверки правильности начислений.
  6. Снятие показателей с общих учетных приборов в период с двадцать третьего по двадцать пятое число ежемесячно. Такие сведения сохраняются в течение тридцати шести месяцев и должны быть предоставлены по требованию пользователя в течение 1 рабочего дня.
  7. Снятие показателей с индивидуальных учетных приборов не реже одно раза в полгода.
  8. Проверка состояния установленной техники. Срок в данном случае не должен превышать десяти трудовых суток.
  9. Прием от потребителей показаний индивидуальных приборов учета.
  10. Информирование пользователей не реже одного раза в квартал о сроках и порядке снятия данных, об ответственности за нарушение таких правил, ограничении доступа представителям исполнителя к учетному оборудованию, самовольного вмешательства в работу техники.
  11. Принимать, учитывать и рассматривать жалобы пользователей о нарушении условий договора.
  12. Согласовывать с потребителем время доступа в помещение для снятия показаний, проведения проверок и плановых работ не позднее, чем за три рабочих дня. Это осуществляется в устной форме.
  13. Предоставлять потребителям сведения об исполнителе, вышестоящих органах управления, аварийно-спасательных службах, ценах и тарифах на услуги, категориях жильцов, пользующихся льготами, а также порядке и условиях их предоставления.
  14. Осуществлять ввод в эксплуатацию нового оборудования.

В то же время исполнитель наделяется некоторыми правами.

К ним отнесены:

  1. Требование пользователям о своевременной и полной оплате за услуги.
  2. Свободный доступ в помещение при условии, что время было предварительно, но не чаще одного раза в квартал.
  3. Требование о возмещение ущерба, причиненного потребителем, а также выплате штрафных санкций.
  4. Проверка достоверности сведений, предоставляемых пользователями, но не чаще одного раза в квартал.
  5. Установка пломб на учетное оборудование.
  6. Ограничение или прекращение оказания услуг в случае нарушения условий договора.
  7. Использование третьих лиц для обеспечения выполнения сделки.
  8. Определение количества жильцов, если помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета.
  9. Ввод в эксплуатацию новых систем и агрегатов.
  10. Информирование потребителей о наличии задолженности по оплате.

Условиями договора для исполнителя могут быть предусмотрены и дополнительные права.

К правам потребителя отнесено следующее:

  1. Получение коммунальных услуг в объемах и качестве, определенных договором.
  2. Доступ к информации о ценах и тарифах, порядке начисления и льготах по оплате.
  3. Выдвижение требований о проведении проверок по фактам нарушений условий сделки.
  4. Получение документов, необходимых для реализации прав потребителей.
  5. Корректировка сумм оплаты в случае нарушения порядка начисления.
  6. Возмещение причиненного вреда и затрат.
  7. Требование о предъявлении документов, подтверждающих полномочия представителя исполнителя.
  8. Самостоятельное решение об установке индивидуального учетного оборудования.
  9. Требование к исполнителю о вводе новой техники в эксплуатацию, безвозмездной замене, вышедшего из строя оборудования или обслуживании действующего.

Потребитель обязан:

  1. Незамедлительно информировать исполнителя или аварийно-спасательную службу о поломке учетного прибора или возникшей аварии.
  2. Использовать только то оборудование, которое прошло проверку и соответствует техническим нормам.
  3. Обеспечивать беспрепятственный доступ представителям исполнителя, а также надзорных и контролирующих инстанций в помещение для снятия показаний с приборов или проведения проверки.
  4. Уведомлять другую сторону договора об уменьшении или увеличении количества жильцов, не позднее пяти рабочих суток с момента изменений.
  5. Сообщать исполнителю о целях использования услуг, при отсутствии индивидуальных приборов учета. Такое правило актуально для случаев эксплуатации земельных участков.

Следует отметить, что потребитель не вправе использовать приборы, мощность которых превышает максимальную нагрузку на инженерные системы, сливать теплоноситель без согласования с исполнителем, производить самовольный демонтаж оборудования и нарушать пломбы.

Оплата по договору

Порядок оплаты коммуналки устанавливается условиями договора. Он может соответствовать требованиям действующего законодательства или отличаться от него. Это допускается. В большинстве случаев, в качестве отчетного периода выступает календарный месяц. Также должен быть определен срок предоставления информации об оплате.

По общим правилам сведения должны быть размещены в доступном для пользователя месте не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.

Аналогичное правило касается и самой квартплаты. Денежные средства должны быть перечислены не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Стороны сделки, по взаимному согласию могут определить и другие сроки.

Расчет происходит путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя. Сделать это можно несколькими способами. Прежде всего, это непосредственный расчет в банковском или почтовом отделении.

Плательщик должен будет явиться самостоятельно и представить квитанцию операционисту.

Ещё одним вариантом расчета является использование терминалов и банкоматов. Для этого необходимо иметь личную карточку. Допускается также расчет при помощи информационных ресурсов интернета. В таком случае человек может выполнить необходимые операции не выходя из дома.

Срок действия

Срок действия договора устанавливается по договоренности между сторонами. В данном случае законодательство четких рамок не установило. То есть стороны сделки имеют право определить окончательную дату самостоятельно. В некоторых случаях она может совпадать с договором, дающим право на проживание в помещении, например, найма.

Ответственность

Ответственность сторон сделки должна быть включена в содержание договора в виде отдельного раздела. Она представляет собой меры воздействия, которые могут быть применены к стороне, нарушающей условия соглашения.

Ответственность выражается в виде штрафа, пени или неустойки, а также обязанности возместить ущерб за счет виновного.

Меры воздействия возникают в основном в случаях нарушения сроков оплаты, ненадлежащего качества услуги, их задержки или необоснованного ограничения.

Форма договора

По общим правилам договор заключается в письменной форме. Для этого можно использовать обычную офисную бумагу или бланк, изготовленный типографским способом. Заполняется текст от руки либо с использованием технических средств печати. Договор составляется в двух экземплярах по одному для каждой из сторон сделки.

Порядок заключения

Для заключения договора исполнитель, не позднее двадцати рабочих суток с момента выбора в качестве управляющей компании, направляет потребителю подписанный им проект соглашения в двух экземплярах.

В свою очередь пользователь, если он согласен с условиями, подписывает договор, обязан сделать это в течение тридцати дней, с момента получения текста. Один экземпляр он должен передать исполнителю.

При этом обязан приложить к договору следующие документы – сведения, подтверждающие право проживать в помещении, паспорт или свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, данные о типах используемых индивидуальных приборов, при наличии таковых.

Следует отметить, что инициатором заключения договора может выступать и пользователь. Для этого последний должен направить по почте или передать другим способом заявление, оформленное в письменном виде в двух экземплярах.

Исполнитель, получив обращение, обязан его зарегистрировать и в течение десяти рабочих дней направить инициатору подписанный проект договора. Последний должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах.

Образцы документов

Договор о предоставлении коммунальных услуг

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/dogovor-na-oplatu/

Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

Договор с исполнителем коммунальных услуг

0

07.02.2020 09:56 7 Февраля 2020 в 9:56

В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма. Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе. До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса). В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что  предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:- ввод прибора учета в эксплуатацию- ведение коммерческого учета (сбор показаний)- контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета- ограничение предоставления коммунальных услуг- десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что  они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация. Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя. Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

В 2019 году Минстрой России изменил свое мнение и указал, что при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению»).Таким образом, вариант повестки для общего собрания в этом случае может иметь такой вид: «О принятии решения о заключении с 1 июня 2020 года собственниками помещений МКД, действующими от своего имени договора, содержащего положения о снабжении тепловой энергии для подогрева горячей воды в целях горячего водоснабжения и договора холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения».В целом запрета на заключение прямых договор на теплоноситель при наличии в доме ИТП в ст. 157.2 ЖК РФ – не содержится. Таким образом, такая практика имеет право на существование. Однако четкого ответа на вопрос о том, кто будет являться исполнителем в случае наличия в доме ИТП и прямых договоров, на наш взгляд нет и компромисс нужно искать с теплоснабжающей организацией.РСО полностью демотивированы вести коммерческий учет. Смысл прямых договоров в текущей конструкции задумывался только с одной целью: чтобы РСО всегда могло получить свои деньги. Все свои небалансы по индивидуальным приборам учета (ИПУ) РСО перекинет на управляющую домом организацию, которая обязана оплатить в полном объеме общедомовое потребление за вычетом индивидуального. Поэтому никакой мотивации налаживать коммерческий учет и искать тех, кто «ворует» воду и вешает магниты – у РСО нет. Более того, РСО даже заинтересована в том, чтобы коммерческий учет по ИПУ велся некачественно, потому что это позволит относить все небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества (КР на СОИ) на одно лицо и взыскивать с него эти деньги. При действующем законодательстве, написанном исключительно в пользу РСО – никакого изменения ситуации с коммерческим учетом не предвидится. Тем не менее, закон исходит из того, что показания от потребителей принимает то, кому они передаются. Минстрой России указывает, что управляющая домом организация выступает в качестве некого «единого окна» для разбора жалоб и проблем с поставкой коммунального ресурса. В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая домом организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний управляющей домом организации).А исходя из положений п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, информацию о показаниях ИПУ управляющей домом организации.Таким образом, коммерческий учет может вестись как управляющей домом организацией, так и РСО. Конечно же, коммерческий учет ведется лучше, если его осуществляет тот, кто управляет домом, т.к. это лицо будет заинтересовано в низком КР на СОИ.Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия. В конце 2019 года прошла новость о том, что Государственная дума считает вредной идею не оплачивать некачественные коммунальные услуги. Поскольку в 90% случаях они некачественны по  вине РСО, такая позиция законодательного органа является еще одним подтверждением лояльности законодателя по отношению к РСО.При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия жилищной инспекцией мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Такая позиция приведена в Письме Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.Тем не менее, при прямых договорах ответственность за некачественные коммунальные услуги относятся на РСО, если причины проблем не связаны с общим имуществом МКД (т.е. проблема в самом поставляемом в МКД коммунальном ресурсе).Прямые договора и положения ст. 157.2 ЖК РФ – это большая и сложная тема и мы будем с ней разбираться в других материалах блога компании «Инфокрафт».

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Программа для ТСЖ и УКот 1024 ₽/мес.

Учет, начисления ЖКУ, 1С:Бухгалтерия и работа с жильцами

Подробнее

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Как управлять апартаментами: варианты работы в условиях отсутствия законодательного регулирования

https://www.youtube.com/watch?v=dY5mlVj36jw

Рассмотрение претензий о залитии в УО, ТСЖ

Как ухаживать за зелеными насаждениями на придомовой территории

Источник: https://www.gkh365.ru/blog/blog3/disputes-about-the-conclusion-of-direct-contracts-with-utilities-provi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.